Как я производила колбасу второй свежести Корреспондент «КП» поработала на мясокомбинате и узнала, из чего состоит любимый народом продукт.
Каких только ужасов не рассказывают в народе про колбасу! Мол, и делают-то ее из туалетной бумаги, и крысы с мышами - чуть ли не законные ингредиенты фарша, а уж сколько там химикатов! Как только мы все еще не вымерли! Корреспондент «КП» решила узнать, так ли это на самом деле.
Санитарная книжка - лишняя
Работу найти оказалось делом плевым. Открыв газету с вакансиями, сразу натыкаюсь на объявление: «Требуется мойщик тары в колбасный цех мясокомбината» (назовем его «Каприз»).
Правда, в отделе кадров меня встретили без энтузиазма.
- Вы к нам работать?! - недоверчиво смеривает меня взглядом девушка. - Вряд ли выдержите!
Если честно, на мясника я не тяну - маленькая, худенькая...
- Еще как выдержу, мне деньги нужны. Я студентка, надоело висеть не шее у родителей, - сочиняю на ходу.
- Ладно, идите к начальнику цеха, - и кадровичка утыкается в мой паспорт.
Начальник цеха Николай Васильевич, солидный мужчина с усами, на ходу жует сало.
- Идем, я тебе цех покажу, может, раздумаешь, - цедит он.
Обшарпанные стены, ледяной сквозняк, по полу размазан колбасный фарш, издающий жуткий запах.
- М-меня все ус-страивает! - стучу зубами.
- Ладно, приходи завтра к 7 утра, - кивает новый начальник. - Возьмем тебя на формовку, сардельки завязывать.
О санитарной книжке никто не спросил.
Грязный фарш - в котел
Первый рабочий день. В женской раздевалке ярко накрашенные тетки «бальзаковского возраста» смотрят на меня с сочувствием.
- Ой, у нас новенькая?
Уборщица тетя Рая выдает рабочую форму. Резиновые сапоги на пять размеров больше, грязная фуфайка со следами засохшего фарша, белый халат без пуговиц и затертая до дыр косынка. Мои коллеги смело натягивают фуфайку прямо на тело, сверху - халат. Я не могу. Под их усмешки напяливаю сначала халат и потом спецовку.
- Коллектив у нас хороший, - жалостливо уверяет тетя Рая. - «Десятку» будешь получать, на работу, с работы автобус возит, обед бесплатный... Все условия...
Колбасный цех напоминает большой холодильник. И температура соответствующая - термометр в углу показывает +3. В небольшой обшарпанной комнатке на столе лежат размороженные туши мяса. Женщины режут его на куски, складывают в большой контейнер и катят в соседнюю комнату. Там еще двое бросают мясо в огромную машину. Она напоминает «летающую тарелку» размером с письменный стол. В этом агрегате мясное сырье превращается в пюре, которое отправляется в контейнер. И уже оттуда выходят готовые палки колбасы.
Меня было царапнуло, что во всех отделах женщины работают без перчаток. Но это оказалась такая мелочь!
Мне доверили вешать готовую колбасу и сосиски на металлические палки, которые потом составляют в рамы. Белые рамы с белыми палками - для вареной колбасы, черные - для копченой. В среднем рама весит около 200 кг, а одна палка с сосисками - 17 кг. Составив раму, нужно отвезти ее на весы, а потом дотолкать до коптильни или отправить в печь. Напарницы управлялись с этим играючи. А я вес не взяла - под тяжестью сосисок чуть не растянулась на полу.
И меня отправили на черную работу. В прямом смысле слова. Я должна была развешивать батоны с копченой колбасой на рамы. А так как рамы сплошь измазаны сажей из коптильни, мои руки тут же стали черными. А тут еще гонка! Аппарат выдает по одному батону каждую секунду. И я в спешке протыкаю грязными пальцами несколько колбас. В ужасе смотрю на оператора.
- Не переживай, все нормально, - улыбается Оксана. Разрывает упаковку на колбасе и отправляет фарш с сажей обратно в котел! Мясо из котла то и дело падает на грязный пол. Его спокойно подхватывают и кидают обратно.
- В жизни больше не куплю колбасу, - думаю про себя. А за обедом с удивлением смотрю, с каким аппетитом работники мясокомбината уплетают свеженькие сосиски.
- Я думала, что те, кто колбасу производит, ее не едят, - говорю осторожненько.
- Это глупые люди выдумывают, - отрезает фаршесоставитель Наталья. - Ничего криминального здесь нет. Все у нас в цехе чисто, крысы табунами не бегают.
- А я ночью видел мышонка, - как-то некстати замечает грузчик Дима. - Скакал возле набора сырья.
В ответ молчание. Все усиленно жуют.
Наконец смена подходит к концу. На выходе охранница тщательно проверяет сумочку. Не хотят заводчане расставаться с любимой продукцией, так и норовят взять работу на дом...
Безотходное производство
На второй день развешиваю на металлические палки свиные ушки, которые так любят покупать к пиву. От них единственных приятно пахнет специями.
Тут в цех завозят тележки с... готовой колбасой. Женщины срывают упаковки и бросают колбасу в контейнер.
- Возврат колбасы делаем, три тары надо наполнить, - бормочет формовщица Ольга.
- А куда возвращать-то ее, в другой магазин? - спрашиваю.
- В какой магазин, обратно в фарш. Вкус от этого не меняется, - улыбается Ольга.
Оказывается, просроченная колбаса из магазинов «возвращается» на мясокомбинат, здесь ее перерабатывают, добавляют ингредиенты, и она в новенькой упаковке поступает на прилавки. И так до бесконечности. На мясокомбинате не пропадает даже самый маленький хвостик, оставшийся от нарезки. Его отправят на переработку.
Без сои не обойтись!
Я тем временем приступаю к главной своей миссии: разузнать, из чего готовят колбасу.
Компонент номер один мне известен - мясо и испорченная колбаса. А вот и компонент номер два...
- Привези вон ту тару, - просит меня Наталья.
- А что в ней такое? - указываю на пюре серого цвета.
- Растительный белок, или попросту соя, - объясняет она. - Она дешевле, чем мясо. Но в колбасу и сосиски высшего сорта мы ее не добавляем.
Оказывается, почти на всех мясокомбинатах выпускают всего два-три изделия высшей категории без сои. На остальных, как правило, сорт вообще не указывают. И не пишут, входит ли в состав белок. Колбасу высшего сорта делают из отечественного мяса, для всего остального используют импортное. Мой комбинат использовал мясо из Бразилии десятилетней давности. Ну и, конечно, E-добавки. Их не жалеют. В среднем в состав копченой колбасы входит не меньше 3 - 4 разных добавок. Самые распространенные: фиксатор, антиокислитель, усилитель вкуса.
У нас специи стояли на столе рядом с туалетом. На вид напоминают муку, но только с неприятным запахом. Или это пахло не от них? Красители похожи на марганцовку, и их льют в колбасу щедро.
На третий день меня отправляют на фасовку. Но тут я не ко двору - подразделение это элитное, новеньким тут устраивают «дедовщину».
- Эй, корова, шевелись, - кричит здоровенная рыжая девица еще одной вновь прибывшей. - Иначе батоном по лбу получишь!
Я решила не искушать судьбу. Тем более спина совсем разболелась...
- Девочка, беги ты отсюда, - советует опытная работница Ольга. - Погубишь здоровье.
И я покидаю мясокомбинат с радостью.
| VK
Пожаловаться