Использование простейших ритуальных знаков (креста


Ритмическая композиция

Народного текстильного орнамента

как основа энергоинформационного

воздействия орнамента

на организм человека.

Практика использования текстильного орнамента в лечебных целях хорошо известна в народной культуре.

Использование простейших ритуальных знаков (креста и т.п.) широко распространено в практике русского знахарства (Максимов С.В. Нечис­тая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Полисет,1994; Торэн М.Д. Русская народная медицина 19 — начала 20 вв.; Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина (в кн.: Торэн М.Д. Русская народная меди­цина и психотерапия. — СПб.: Литера, 1996), а представления о причи­нах украшения одежды варьируют от учёного «оберег» до простонарод­ного «чтоб голова не болела».

В северных областях России отмечены такие народные названия вышитых женских рубах, как «исцельная», и т.п. Не исключено, что происхож­дение названия связано не только с особенностями кроя рубахи из цельно­го (нерезаного) полотна, но и отражает магические свойства, которыми наделялась эта одежда. Известны многочисленные факты использования одежды в магических обрядах исцеления больных людей. Так, многие обряды «смывания» болезни в бане, водоёме или обряд «перепекания» боль­ного ребёнка завершались одеванием новой рубахи — как правило, расши­той. Повсеместность убеждённости в целительной силе узоров в конце XIX — начале XX вв. заставляет нас предположить наличие объективного энергоинформационного воздействия орнамента на организм человека, независимо от убеждения и веры последнего в его эффективность.

Наличие такого воздействия подтверждается несложным опытом. Пробы водного раствора светоразлагаемого красителя (метиленовый синий) одинаковой концентрации были поставлены нами на разные по смыслу части прорисовки орнаментальной композиции подола женской pyбахи из Вологды так, чтобы на них равномерно падал яркий солнечный свет. По истечении трёх недель визуально явственно наблюдалась разная сте­пень осветления раствора помещённого на различных частях узора.

Поиски возможного механизма действия народных текстильных узо­ров геометрического типа заставили нас обратить внимание на так назы­ваемое «правило равновеликости фона и узора», которое древние масте­ра строго соблюдали где-то до рубежа XV—XVI вв., и которое до сих пор сохраняется в техниках браного тканья поясов и ручной вязки одеж­ды на Русском Севере. Состоит оно в следующем: площадь фона («Зем­ли», по терминологии Смоленской области) и узора («Неба») символом должны быть равны. Технологически такое исполнение узора обеспечивалось соответствующей заправкой нитей основы на сволочок (ниту). бёрдышко или кружки (дощечки); техникой браного тканья на кроснах, народной вышивки «в набор»; ручного вязания с началом в 3 петли фона на 3 петли узора. При внимательном рассмотрении таких узоров у на­блюдателя возникает эффект объёмного зрения (наблюдение к.т.н., акад МАДЕНМ А.Н. Комиссарова).

Пытаясь понять механизмы возникновения этого эффекта, мы обнаружили закономерности в пропорциональных соотношениях частей узора между собой. Они связаны с правилом равновеликости фона и узора и позволяют объективно сравнивать между собою символы различной формы

Использование простейших ритуальных знаков (креста

Старинный ткацкий станок.г. Ивенец Воложинского р-на...
Лучше всего их иллюстрирует древнейшая технология выполнения текстильного орнамента — ручное ткачество. При работе мастера на дощечках, ниту или на появившемся в VIII—IX вв. бёрдышке происходит расслоение узора на верхний и нижний горизонты, из которых в срединном пространстве сплетается орнамент. Он как бы иллюстрирует соединение двух начал в третьем («Неба» и «Земли» в мире людей?). При этом и верхнем и нижнем горизонтах возникает ячеистая структура, а в срединном пространстве — усечённое изображение орнаментальных символом. В рисунке узора технологические плоскости «Земли» и «Неба» выражены последовательностью сменой цветов фона и узора. Линейное расстояние по горизонтали между каждой повторяющейся точкой орнамента, называемое в технологии выполнения узора его раппортом, может быть представлено в виде ряда ритмичных импульсов одной или нескольких продолжительностей типа решётки. Её удобно назвать ритмическим рядом, характеризующимся определённой частотой.

Если представить этот ряд в виде круговых (сферических) импульсов определённой величины (амплитуды), взаиморасположение их центров соотносится между собой по закону Золотого Сечения. Их графическое изображение выглядит спиралью с последовательно и ритмично меняю­щимся расстоянием между витками, общий диаметр которой определяет энергетическую мощность узора. Участки импульсов, границы которых в результате их ритмического повторения совпадают, и образуют собственно форму орнаментального символа. Таким образом, ритмический ряд и его спиралевидная структура отражают пропорциональные отношения внут­ри формы символа. Они определяются начертанием символов и не зави­сят от их величины, толщины и расстояний между ними (при условии соблюдения правила равновеликости фона и узора). Структура ритми­ческого ряда заложена траекторией рисунка и физически воплощена при изготовлении орнаментированного изделия за счёт микроперепадов в рас­стояниях между уровнями нитей на его поверхности. Таким образом, форма символа только выделяет те или другие участки ритмического ряда, пред­ставляющие собой не что иное, как наложенные друг на друга фрагменты границ отдельных колебаний — импульсов, составляющих спираль.

В зависимости от глубины просматриваемого горизонта один и тот же ритмический ряд способен дать различные очертания таких участков и определить тем самым разные формы видимых элементов орнамента. Удвоение, утроение (и т.д.) рядов узора, принятых в технике ткачества и являющихся принципами образования орнамента бордюрного типа, со­здают сложное ритмическое поле в виде сетки-скелета, из которого мож­но вычленить почти бесконечное число узоров.

Характеристики ритмического ряда в большинстве являются общими для нескольких видов орнамента, объединённых одним функциональным назначением.

Интересные наблюдения позволяет сделать региональное сопоставле­ние ритмических рядов и типов узоров с местными геоклиматическими условиями.

Так, употребление свастики (ярги, коника) — символа, обладающего оригинальным ритмическим рядом с шестигранной решёткой, приобретает массовый характер в местах, изобилующих озерами, лесными болотами, подземными водяными жилами. Характерным примером является Каси­мовский уезд Рязанской губернии, где всевозможные виды свастик буквально покрывали народную одежду с головы до пят. Данный регион ха­рактеризуется аномальной геодинамикой, а из-за состава земных пород обладает повышенным естественным радиационным фоном. Здесь распо­ложен геологический район, называемый Окско-Цнинским валом. Он ха­рактеризуется мощными каменноугольными отложениями и известняками с развитым карстом (подземными пустотами) [Дворов И.М. Природные ресурсы Рязанской области. — М.: Наука, 1965. — С. 41 — 43]. Его терри­тория практически совпадает с ареалом распространения знаменитых свастических понёв, уникальных и характерных только для данного региона.

Орнаменты меандра S-образного типа, похоже, тоже характерны для территорий, в пределах которых известно большое количество геологи­ческих аномалий: границы зоны широкого распространения S-образных композиций в народной одежде близки к границам Курской магнитной аномалии. Сказанное справедливо и для Кольского полуострова.

Нам удалось проследить наличие одинаковых фрагментов ритмичес­кого поля у узоров, выполненных на различных деталях женской одежды и полотенец в разных местах Калужской области, территориально уда­лённых друг от друга. Фрагменты задавали специфический ритм, видимо характерный для данного региона и, надо полагать, связанный с геокли­матическими характеристиками относительно больших территорий.

45 % всех известных мне узоров, бытовавших в конце XIX — начале XX вв. на территории Пермской области, содержат характерный ритм 6 — 3 — 6 — 9; абсолютное большинство узоров Архангельского края включает ритм 9 — 3 — 3 — 3 — 9. Последний прослеживается в 13 % случаев и на территории Пермского края. Видимо, эти факты отража­ют наличие каких-то общих геоморфологических структур. По нашим наблюдениям, каждый регион характеризуется наличием специфичес­кой ритмической составляющей в ритмическом поле узоров, характер­ных для его территории.

Можно предположить, что ритмический ряд узора народной одеж­ды представляет собой колебательный контур, согласующий есте­ственные колебания как электромагнитного поля человека в целом, так и отдельных внутренних органов, с электромагнитным полем Земли (а через него, возможно, и с электромагнитными полями Все­ленной в целом). Он образуется совокупностью некоторого количества сферических колебаний, имеющих, как правило, одинаковую амплитуду, но разную частоту и направленность (к человеку и от него). Контуры взаимно гармонизируются, в итоге возникает гармоническое колебание определённой частоты, выраженное узором, а узлы вновь образованной решётки организуются по принципу золотого сечения.

Такая кратность представляет собой своеобразное «сито», пройдя ко­торое электромагнитные колебания определённой частоты изменяют свои характеристики на более гармоничные и благоприятные для человеческо­го организма.

При выполнении узора традиционными способами точные значения расстояний между узлами «решётки» (центрами колебаний), при общем сохранении пропорциональных соотношений между ними определяются толщиной уточной нити для поясов и тесьмы или толщиной нити основы для браных узоров.

Использование в качестве базовой единицы нити, чья толщина в каж­дом конкретном случае меняется, роднит принципы выполнения узоров русской народной одежды с канонами и измерительными системами древ­нерусской архитектуры. Эти системы обеспечивали «соразмерность обра­зующих их параметров какому-то неявному... иррациональному размеру» (Черняев А.Ф. Золото Древней Руси. — М.: Белые альвы, 1998. — С. 83). В результате исключалось возникновение разрушительных для чело­веческого организма резонансных явлений и обеспечивалось постоянное воспроизводство благоприятных ритмов, как бы их «оживление». Так и узоры живут в пульсирующих ритмах по законам золотого сечения, одно­временно описывающих и ритмы излучений человека, и ритмы геомагнит­ных полей.

Фактически ритмические ряды и поля нередко изображали в народ­ном ткачестве и в чистом виде: как круговые поля-решётки на полотен­цах и скатертях. Исследователи обычно не могут однозначно истолко­вать их значение. В народе они известны под названиями «краски», «мо­роз», «паучок» или «Родная земля» (белорус.).

Иногда такая простейшая вибрационная «решётка» обрамляет края большого узора или пояса, иногда сама является изображаемым объек­том. Своё воздействие на организм человека ритмический ряд оказывает в месте изменения точечного наложения, изменяя статическое электро­магнитное поле, а также благодаря тому, что края одежды образуют зам­кнутое кольцо вокруг конечностей, шеи (ворот, рукава) и самого тела (пояс, подол). Вокруг человека возникает замкнутое вихревое простран­ство, которое, по данным врача-кинезиолога О.В. Деева, способно губи­тельно воздействовать на некоторые виды микрофлоры, враждебные че­ловеку. Видимо, не случайно пояса в народной традиции завязывали не иначе, как обернув вокруг тела 2—3 раза.

Кроме общих территориальных ритмов нами выделен ряд специфичес­ких ритмических рядов колебаний, предназначенных для размещения в зоне пояса, плеча, головы, подола, обладающих характерными типовыми особенностями.

Использование простейших ритуальных знаков (креста


Такими особенностями в первую очередь обладает «узор молодухи». В его исходном ритме заложены пропорции золотого сечения, а размер (ам­плитуда) его ритмической спирали, казалось бы, жёстко не задан. Он словно бы пульсирует в числовой последовательности, являясь одновре­менно и минимальным, и бесконечно большим, и любым целым числом — точкой, промежутком между этими крайностями — как новая жизнь, со­зревающая в чреве будущей матери. Но всегда эти размеры образуют пропорции золотого сечения. Иногда этот ритм входит в качестве допол­нительной вибрационной спирали в центральную часть некоторых орна­ментальных композиций, предназначение которых — символическое пре­умножение уже имеющегося (урожай, достаток и т.д.).

Говоря об «узоре молодухи», невозможно не коснуться темы пренатальной коррекции плода и вероятного регулирования деторождения путём ис­пользования текстильного орнамента на понёве. Как известно, классичес­кая русская понёва состояла из трёх сшитых полотнищ, ширина которых определялась технологическими возможностями ткацкого стана и была примерно одинакова по всей России. Количество же «глазков» на каждом полотнище понёвы строго регламентировалось в зависимости от детородных возможностей женщины: 14—12 у молодухи; 10 — у замужней; 8 — у солдатки или вдовы; 6 — у женщины последетородного возраста.

Мы предполагаем, что частота образующихся при этом ритмических рядов воздействовала на женский организм, помогая справляться с проблемами, присущими каждому из этих возрастов.

Ритмическое поле орнаментальных композиций на предметах погребального назначения и тех, что связаны с культом предков вообще, отличается резкой асимметрией величины импульсов в разных частях узора. В них соединяются две—три различные по диаметру ритмические спирали (используются колебания с разными амплитудами). Одновременно все остальные узоры, имеющие такие же соединения, включают в себя спи­рали с разным ритмом, но одинакового диаметра (колебания с одинако­выми амплитудами).

Ритмические ряды народных узоров построены преимущественно на основе чередования ритмов 3, 6, 9, 15 единиц измерения, соответствую­щих толщине льняной нити утка. В более сложных и масштабных компо­зициях появляются ритмы 18, 21, 24, 27, иногда 36 единиц. Первые че­тыре значения (3, 6, 9, 15) соответствуют средним значениям электро­магнитных частот головного мозга человека — альфа-, бета-, дельта- и тета-ритму. Большинство остальных имеют аналоги в волновой структу­ре Солнечной системы и Вселенной. Современная биорезонансная тера­пия использует индукционную терапию частотами токов мозга, которая характеризуется способностью стимулировать саморегуляцию человечес­кого организма в результате «обучающего эффекта», возникающего в ходе воздействия индукционных полей на отдельные отделы головного мозга человека [Готовский Ю., Косарева Л. и др. Экзогенная биорезонансная терапия фиксированными частотами. — М.: Имедис, 2001. — С. 33]. Не исключено, что народные орнаментальные композиции обладают сход­ным воздействием.

Согласно данным исследований специалистов центра «Имедис», час­тота 15 Гц соответствует частоте крупнейшего центра управления челове­ческого организма, — солнечному сплетению (там же, с. 61), в то время как ритм в 15 единиц характерен для целого ряда народных узоров, упот­ребляющихся при украшении поясов.

Не менее примечательно, что сигналы частот спонтанной биоэлектри­ческой активности здоровых и поражённых заболеванием органов чело­веческого организма различаются симметрией: для болезни характерны ассиметричные сигналы, что соответствует практике использования на­родных узоров с описанной выше ассиметричной структурой ритмичес­кого поля для украшения изделий, связанных с миром предков и погре­бальным культом,.

Нами с помощью терапевтического аппарата «ДиаДЭНС» (производ­ство Екатеринбург, Россия)по методу Фолля проведены замеры измене­ния потенциалов Б АT, отвечающих за состояние определенных меридиа­нов (контрольно-измерительные точки) до и во время контакта с рисунками народного орнамента той области человеческого тела, которая при­легает к органу, связанному с исследуемым меридианом. Для исключе­ния психосоматического воздействия узора, исследования были построе­ны таким образом, что испытуемые не могли видеть тестируемых рисун­ков.

Измерения показали способность конкретных узоров нормализовывать параметры БАТ отдельных меридианов и, следовательно, благотворно воздействовать на функционирование связанных с ними внутренних ор­ганов человека. Так, максимальная разница между показаниями прибора до и в ходе наложения рисунка «крючки (лебеди)» в проекции верхней части лёгких и бронхов составила в одном из случаев сорок единиц — от значения «конечная дегенерация органа» до «нормы». Данную зону че­ловеческого тела в женском народном костюме закрывают части рубахи под названием «полики» и «оплечье», для украшения которых часто ис­пользовался именно этот узор.

Повторное наложение на ту же зону изображения вибрационного ряда, характерного для узора «лебеди», вместо самого рисунка узора, дало ана­логичный эффект с разницей стимуляции в десять единиц: тридцать вме­сто сорока, подтвердив решающий фактор ритма ритмического ряда.

Ритмический рисунок узора «лебеди» составляет комбинация ритма из 3 и 9 единиц: три ритма по 3 единицы, один из 9 единиц. В биорезо­нансной терапии частоты до 4 Гц воздействуют на кровь, лимфу, муску­лы и кожу; а частота 9,4 Гц применяется ИМЕДИСом для лечения вер­хних дыхательных путей. Остаётся только гадать, насколько случайно народное название этого узора «лебеди» — ведь птицы в народном пред­ставлении издавна символизировали стихию воздуха, которым дышит человек с помощью тех же лёгких.

Наблюдаемый эффект нормализации параметров БАТ всегда показы­вал строгое соответствие места узора в орнаментальной композиции на­родного костюма и области его воздействия на тело человека.

Так, орнаментальные комплексы женских головных уборов состоят из комбинаций ритма 6 и 3 единиц, причём последние многократно повто­ряются. Данные ритмы соответствуют частотам сна, транса и стимуляции образного мышления головного мозга человека (дельта- и тета-ритмы), а частота 6,3 Гц в практике биорезонансной терапии используется для воздействия на парасимпатическую и центральную нервную систему

Согласно диагностике упомянутого врача-кинезиолога О.В. Деева, данные узоры благотворно сказываются на функционировании головного мозга; а проведённые нами замеры параметров БАТ показывают, что под воздействием рисунка наблюдается эффект нормализации значений на точках гипоталамуса — центра вегетативной регуляции человеческого орга­низма.

Характерно, что воздействие узора на соответствующий ему орган все­гда имеет гармонизирующий характер и не зависит от состояния патоло­гического процесса в органе или меридиане (истощение или перевозбуж­дение): в любом случае наступает нормализация показаний потенциалов БАТ до некоего среднего уровня.

Согласно нашим данным, чётко выделяются группы узоров с харак­терными ритмическими рядами, управляющие функционированием цент­ральной нервной системы, лёгких, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта, а также зоной солнечного сплетения. Ни одного случая отрица­тельного воздействия народного орнамента на организм испытуемых за­фиксировано не было.

На свойства узора оказывает определяющее влияние частота ритми­ческого ряда. Тем не менее, то, на какой именно орган (группу органов) или меридиан будет оказывать положительное воздействие узор, отчасти связано не только с частотными параметрами и ритмом, но и с формой, а может быть, с пропорциями узора.

Так, варианты узора «крючки» имеют одинаковые характеристики рит­мического ряда, но гармонизирующим воздействием на дыхательные орга­ны обладает только вариант «Лебеди». Второй же узор связывается с со­стоянием иммунной системы человека в целом, он оказывает умеренно раз­дражающее действие на меридиан перикарда. Опять же, жители Русского Севера считают его знаком огня, изображаемым на женской одежде.

Резко стимулирующее, а подчас и раздражающее воздействие на ме­ридианы оказывает и свастика (по крайней мере, вне границ тех геокли­матических зон, в которых она массово бытовала).

Связь между формой народного орнамента, его ритмическим рядом и территорией распространения заслуживает особого внимания, но, к со­жалению, данные по характеру изменения деталей узоров в близлежа­щих областях крайне скудны. Пока удаётся проследить только наличие специфических ритмических составляющих в ритмическом поле народ ного орнамента, имеющихся в пределах, например, бывшей Калужской губернии; но серьёзное толкование такой специфики из-за отсутствия нужной информации пока невозможно.

В ходе эксперимента по замеру потенциалов БАТ по методу Фолля мы столкнулись со следующим показательным фактом: тестируемый текстиль­ный узор, характерный только для территории исторической Скандинавии (подобных исключительно «местных» узоров вообще очень немного) и обладающий необычным оригинальным рядом, никак не проявлял себя по отношению к испытуемым, проживающим в средней полосе России. Един­ственный зафиксированный факт «активности» этого узора при наложе­нии его в области солнечного сплетения имел место у человека... предок которого — скандинав, перебравшийся в Россию в XVII столетии.

Колебания, составляющие ритмический ряд, имеют полярную направ­ленность, которую можно символически описать как взаимное направле­ние сил Неба и Земли, мужского и женского, Яви и Нави — условных «плюса» и «минуса», воспринимаемых чувствительными людьми. В ре­зультате ритмического чередования и наложения друг на друга двух на­чал должны возникать направления потоков этих сил сложной конфигу­рации, по-разному сплетающихся и расходящихся; что частично отража­ет форма узора. Малейшие изменения её внутренних соответствий нарушают ритм ритмического ряда и, следовательно, пространственные конфигурации сил. Не потому ли столь жёстко соблюдалось в народной культуре правило равновеликости фона и узора, обеспечивающее стабиль­ность этого ряда? Можно сказать, что ритм не только задаёт общую форму символа, но и управляет энергетическими потоками простейших разно-полярных энергий, структурирует их взаимодействие.

Итак, ритмический ряд орнамента определяет его внешний облик и частотно-модуляторные характеристики. Внешний образ мы восприни­маем зрительно. Как упоминалось выше, народный текстильный орна­мент геометрического типа обладает эффектом объёмного изображения.

В основе стереовосприятия (объёмного зрения) лежит способность зрительной системы с точностью определять положение объекта в про­странстве вследствие того, что на сетчатку глаз поступают два разных сигнала об одной точке.

Согласно ряду данных современных исследований в области психоло­гии эта возможность зрения определяется генетическими особенностями биохимического состава и строения клеток головного мозга и нервной системы человека, проводящих нервные импульсы — нейронов, то есть родовым биологическим кодом (ДНК) человека.

Но символы народного орнамента, выполненное с соблюдением пра­вила равновеликости фона и узора, обладают специфическим ритмом, задающим при его зрительном восприятии, определенную ритмическую волну и передающую её по цепи нейронов в различные участки зоны зри­тельной коры головного мозга. Каждый её участок перерабатывает по­ступающие разноимпульсные сигналы в определённом порядке, что даёт возможность проявиться разным реакциям в организме. В то же время любая световая волна совершает колебательные движения в определён­ном диапазоне частот, которые оказывают влияние на клетку, её структу­ры, а также на геном человека.

В зависимости от диапазона занимаемых частот происходят разные по амплитуде волновые колебания, вступающие в резонанс с отдельными участками ДНК и генетическим кодом данного индивидуума в целом. В структуре ДНК содержится генетически передаваемая (родовая) память, которая обладает конкретной реакцией на определённые типы возбужде­ния. Если в её структуре заложены близкие параметры информационно-волновых процессов, появится возможность ответа на данный раздражи­тель, вследствие чего могут активироваться непроявленные гены из гено­фонда индивидуума. В итоге этого воздействия на родовую генетическую программу «пробудится» древняя генная («родовая») зрительная память. Поэтому при наблюдении такого узора в объёмном изображении для на­блюдателя проявляются разные дополнительные символы, облик кото­рых зависит от генетической родовой памяти смотрящего человека (на­блюдение А. Н. Комиссарова). От очень древних символов (вплоть до образов употреблявшихся нашими предками во времена каменного века), связанных по смыслу с рассматриваемым узором, у людей сохранивших генетические родовые особенности нервной системы и, как следствие, часто — личностную индивидуальность; до любого случайного набора графических образов у наблюдателя со слабой «родовой памятью», раз­мытыми генетическими характеристиками рода.

При этом ритмическая структура народного орнамента и пропорции ЗС, заложенные в форме отдельных его символов, обладают способнос­тью плавно физически трансформировать генетические характеристики нейронов (а следовательно, и всю ДНК человека) так же, как это делает любой источник волновых колебаний при воздействии на разные струк­туры коры головного мозга. Подобные исследования были проделаны со звуковой волной и по их результатам сделаны выводы о связи структуры ДНК с ритмичностью волновых колебаний любого генеза [Гаряев; Чир­кова, С.107 —113; Кроль]. К тому же в коре головного мозга создаются стойкие нейро-пептидные связи, которые являются ответственными за данный участок информации на всю оставшуюся жизнь, создавая стой­кий голографический образ в коре головного мозга. Таким образом, на­блюдение народного узора будет гармонично изменять физические осо­бенности человека, проявляя его скрытые качества. Такое изменение под­крепляется тактильным частотно-модуляторным воздействием ритмического ряда орнамента, возникающим при ношении орнаментиро­ванной народной одежды

Но народный текстильный орнамент потому и народный, что отражает национальные, родовые, наконец, физические особенности, характерные для коллектива лиц, проживающих в определённых геоклиматических ус­ловиях, для обеспечения выживания в которых человеческая особь приоб­ретает определённые же физико-биологические характеристики и психо­логические стандарты социального поведения. Они и формируют образы (архетипы), определяющие характеристики народного орнамента — как физические ритмико-частотные составляющие, так и их образное и фило­софское осмысление. Следовательно, зрительно наблюдая народные орна­ментальные композиции, мы не только постоянно поддерживаем своё пси­хологическое, личностное отождествление с данным родом и нацией, не просто поддерживаем свою родовую память — мы в прямом смысле этого слова, физически трансформируем свои гены (ДНК), поддерживаем свои биологические характеристики представителя родового, возрастного, на­ционального коллектива.

Такое трансформирующее воздействие зрительного восприятия поддер­живается и закрепляется тактильным частотно-модуляторным воздействием «украс» народной одежды. Это значит, что, наблюдая в своём окружении изделия, украшенные народным орнаментом, нося народную одежду или одежду с элементами народного декора, мы физически сохраняем свои ге­нетические, национальные, родовые характеристики и стандарты поведе­ния, независимо от того, каков генетический состав нашей крови. Более того, мы обретаем возможность постепенно с течением времени обрести те генетические характеристики, которые были по каким-либо причинам лич­но нами (нашим родом) в полном объёме утрачены, но изначально присут­ствовали у нашей нации или коллектива, проживающего компактно в дан­ной местности; и были направлены на решение задачи выживания в ее осо­бенных условиях: от физического состояния (здоровье, возможно внешний облик, физико-биологические особенности и т.д.) до психологических сте­реотипов и характеристик поведения, а возможно и того высшего начала человека, которое именуют духовностью.

Что, если нарушение принципа равновеликости фона, и узора к 19 веку (имеется в виду появление ритмов соотношения фона и узора 3—5, 5—6, 3—3—1—3—3 и т.п.) не просто отражало процессы разрушения родовой памяти, а было оправдано для изменившихся характеристик ДНК на тот период? Например, чтобы обеспечить резонанс с приобретёнными к тому времени новыми генетическими особенностями для обеспечения процес­са сохранения каких-то ключевых генетических характеристик нации.

Возникает закономерный вопрос об источнике такого рода знаний в глубокой древности. В ходе обсуждения с заинтересованными исследо­вателями и практиками родилось несколько равноправных на данный момент версий.

Самым простым и естественным способом получения информации о волновых колебаниях является наблюдение их аналогов в Природе. Это круги, разбегающиеся по воде от упавшего в озеро камня, или воронки, оставшиеся на песке, в который также падает камень. Несколько одно­временно упавших или брошенных таким образом камней могли дать общее представление о вибрационных полях и спиралях (предложено к.ф.-м.н. Н.Н. Сперанским).

Не исключено также, что причина — в, вероятно, повсеместно рас­пространённой ранее, а ныне утраченной способности наших предков непосредственно воспринимать (или даже видеть) электромагнитные поля и волновую картину мира. Сегодня похожими способностями об­ладают мигрирующие птицы и животные, ориентирующиеся в своих странствиях по силовым линиям электромагнитного поля Земли. Пер­вые же орнаментальные композиции, построенные по правилу равнове­ликости фона и узора на поверхности глиняной посуды (ямочно-гребенчатая керамика и т.п.), восходят самое раннее к эпохе неолита — ковремени, когда человек окончательно сформировался как вид и обще­ственное существо. Кроме того, силовые структуры электромагнитного поля можно непосредственно проследить и на поверхности Земли. Речь идёт о так называемой интерференционной решётке, которая проявля­ется в виде геобиологических сетей (Хартмана, Курри и т.п.). Осмыс­ление подобных структур, которые в том или ином виде, несомненно, учитывались в повседневной жизни людей прошлого, могло лечь в ос­нову не только орнаментальных композиций, но и календарных систем, имеющих сходную с электромагнитными колебаниями ритмическую структуру и связанную с ними (предложено С.Э. Ермаковым). Не слу­чайно, наверно, в практике народной культуры исключительное значе­ние придавалось связи с Землёй — Матерью-кормилицей.

В поисках источника подобных знаний нами были выполнены прори­совки древней схемы строения Вселенной, приведённой А.Иванченко. В результате были получены две схемы-матрицы, воспроизводящие основ­ные формы символов народного текстильного орнамента и связанные с русским народным земледельческим календарём. Их характеризуют лег­кость построения, запоминания и воспроизведения; использование прин­ципов ЗС и подобия части целому, аналогичные композиции в орнаменте народного костюма.

Традиция орнаментации народной одежды воплощает механизм кор­рекции человека и его взаимодействия со всем окружением, и в этом пла­не можно говорить о существовании коррекционной системы воздействия «Человек — Окружающий мир», в основе действия которой лежат рит­мическая структура и пропорции форм символов орнамента, построен­ные на основе золотого сечения.

Использование простейших ритуальных знаков (креста


Регулярное использование народного текстильного орнамента позво­ляет способствовать решению многих болезненных проблем современно­сти: улучшить физическое здоровье, развить механизмы адаптации чело­века к неблагоприятным изменениям обстановки на Земле, физически сохранить этнос в современных условиях и т.д. Изучение и познание за­кономерностей физического и психологического воздействия народного орнамента на человека позволяет осмысленно управлять ходом его физи­ко-духовного, национального и исторического развития.
Славянская этносуггестология в овседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни I международная научно-практическая конференция Республика Беларусь, г. Минск 4—5 ноября 2006, ЗАО «БелХард Групп» Центр обучающих технологий Издательство «Ладога-100», Минск, 2006.

Источник

rodobozhie.ucoz.ru
Пожаловаться





Теги: узора орнамента народного между народной

Нравится(+) 0 Не нравится(-)