Наверное, многие удивятся названию статьи, да ещё


Наверное, многие удивятся названию статьи, да ещё в день празднования православного Рождества Христова. Однако, здесь нет ничего необычного, как станет ясно из дальнейшего повествования.

Традиционно считается, что, празднуя Рождество Христово, мы отмечаем день рождения сына Божьего у Девы Марии. Католики и большая часть протестантского мира отмечают сей праздник 25 декабря, а вот православные и меньшая часть протестантского мира отмечает его 7 января. Разброс дат связан с тем, что католическое рождество отмечается по «старому стилю» - в соответствии с григорианским календарем, который ввёл в 1582 году папа римский Григорий XIII. И хотя Россия в 1918 году по указу Ленина перешла на европейский календарь - «новый стиль», однако церковь к тому времени была уже отделена от государства, а потому при переходе на новые даты, церковь осталась на старых, т.е. пользовалась юлианским календарём, называемым в народе «старым стилем».

Но, несмотря на существенную разницу в календарном исчислении (13 дней), суть Рождества осталась неизменна.

Стоит отметить, что в священном писании христиан – Библии, точной даты рождения Иисуса Христа не указано. Католическая энциклопедия также косвенно признаёт, что точная дата и возможно даже год его рождения неизвестны: «Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к достоверному результату. По-видимому, исторический Иисус родился между 7—5 годами до н. э.[2]. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.[3] Существуют сведения, согласно которым Иисус родился 21 августа 7 года до н. э.[4]».

По утверждению той же Католической энциклопедии в первые века нашей эры Рождество Христово и вовсе не отмечалось: «Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году».

Англоязычная же электронная версия Католической энциклопедии также отмечает: «Christmas was not among the earliest festivals of the Church. Irenaeus and Tertullian omit it from their lists of feasts; Origen, glancing perhaps at the discreditable imperial Natalitia, asserts (in Lev. Hom. viii in Migne, P.G., XII, 495) that in the Scriptures sinners alone, not saints, celebrate their birthday; Arnobius (VII, 32 in P.L., V, 1264) can still ridicule the "birthdays" of the gods». В переводе на русский это звучит примерно так: «Рождества не было среди самых ранних праздников церкви. Иереней и Тертуллиан опускают его из их праздничных списков; Ориген, взглянув, возможно, на компрометирующий имперский Natalitia, утверждает (in Lev. Hom. viii in Migne, P.G., XII, 495), что в Писаниях одни только грешники, не святые, празднуют их день рождения; Arnobius (VII, 32 в P.L., V, 1264), может все еще высмеять "дни рождения" богов».

Так почему же католики выбрали именно 25 декабря - днем рождения Иисуса Христа, и почему вообще данный праздник стал отмечаться?

Ответ будет дан ниже, а пока давайте проведём собственное расследование и попытаемся выяснить, когда же хотя бы примерно родился Иисус. Для этого обратимся к Библии, и в частности к Евангелию от Луки Нового Завета.

В главе 1 стих 5-12 сказано: «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» и далее в стихах 23-25: «А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».

Для дальнейшего нашего расследования следует напомнить, что повествование идёт Луки, поэтому временные рамки указаны им относительно происходивших тогда событий. Для себя отметим, что Елисавета «таилась пять месяцев» - это существенный момент для понимания.

Кроме того, также важно обратить внимание на следующий момент. Захария – священник Авиевой чреды, что означало, что дни его службы приходились на начало и середину июля. Так согласно 1Паралипоменон 24:3-19 Авиева череда была восьмой, а всего было 24 череды – по два в каждом месяце. Если сопоставить с календарём евреев, то получается, что восьмая череда приходилась на четвёртый месяц таммуз (череда Гаккоца и Авии). А переведя еврейский календарь в современный, мы узнаём, что таммуз – это июнь-июль. И вот когда дни его службы закончились, он пришёл домой, и некоторое время спустя его жена зачала.

Теперь читаем далее: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (стих 26-43).

Что из этого следует? А следует то, что Мария – мать Иисуса, согласно Евангелию, забеременела, когда Елисавета шесть месяцев носила под сердцем своё дитя. А через три месяца, надо полагать, когда Елисавета разрешилась, Мария покинула её: «Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» (стих 56). Думается, что в данные три месяца Мария помогала Елисавете и ухаживала за ней.

Теперь же если высчитать сроки, то получается, что Мария родила Иисуса примерно в октябре, т.к. шестой месяц беременности Елисаветы приходится на месяц тевет по еврейскому календарю или с середины декабря по середину января по календарю современному.

Косвенно месяц рождения Иисуса подтверждается ещё несколькими фактами из Библии.

Во-первых, в ней утверждается, что Иисус нёс слово Божье людям дома Израилева три с половиной года. Оттуда же мы знаем, что распяли Иисуса перед Пасхою (Иоанн.19:14), а это месяц - апрель, и начинал он свое служение, когда ему исполнилось 30 лет (Лук.3:23). Теперь, если от апреля отнять шесть месяцев, то получим октябрь. Выходит, Иисус родился в октябре.

Во-вторых, месяц, когда якобы родился Иисус, т.е. тевет (декабрь-январь по современному календарю) – самый холодный месяц в году, а на иудейском нагорье в это время лежал даже снег (Псл.147:5; Иов 6:16). Как можно узнать из книги Ездры уже в ноябре-декабре (кислеве месяце – по еврейскому календарю) погода была холодной и дождливой, что находиться на улице было весьма некомфортно, а точнее, по утверждению Ездры – невозможно: «И собрались все жители Иудеи и земли Вениаминовой в Иерусалим в три дня. Это [было] в девятом месяце, в двадцатый день месяца. И сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей. … Однако же народ многочислен и время [теперь] дождливое, и нет возможности стоять на улице» (Ездра 10:9, 13). Даже царю в тот месяц было холодно: «Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме, и перед ним горела жаровня» (Иеремия 36:22).

Собственно к чему я привёл эти сведения? А вот к чему. В Евангелии от Луки утверждается: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лук.2:8). Стоит ли легкомысленно думать, что пастухи под открытым небом в холод и дождь будут охранять стадо своё? Думаю, маловероятно. Как маловероятно и то, что родился Иисус в декабре.

В-третьих, когда родился Иисус, то Мария и Иосиф отправились на перепись в Вифлеем: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лук.2:7).

Обратите внимание на то, что в Вифлееме гостиницы были полны, - это пригодится нам в дальнейшем для понимания.

Не сохранилось никаких письменных свидетельств того, что перепись в то время проводили зимой.

Зима - торговые пути закрыты (Деян.27:12). Трудно добраться до своих городов.

Весной традиционно готовились к севу и собственно – засевали поля, торговые пути только открывались. Значит, весенняя перепись вызвала бы возмущение в народе, так как срывался бы сев, что грозило бы голодом.

Летом - также период сева и сбора урожая. Значит по тем же причинам проводить перепись нецелесообразно.

Выходит, что лучший период для переписи - это осень. А конкретно - время после сбора урожая. Сбор урожая заканчивался в октябре месяце (Левит 23:39). После чего был праздник кущей. В Иерусалиме в это время собиралось около 2 млн. людей, в то время как жило всего 120 тыс. Скорее всего именно это объясняет, почему Иосифу и Марии не нашлось места в Вифлееме, ведь этот город находился всего в 5 км от Иерусалима.

На том, пожалуй, закончим разбирательство с определением возможного времени рождения Иисуса. Как, наверное, уже понял читатель – версия, утверждающая, что Иисус родился зимой – не выдерживает никакой критики.

Так почему же Рождество Христово празднуется 25 декабря католиками и 7 января православными?

Католическая энциклопедия на этот счёт гласит: «У язычников Римской империи был очень популярный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti) 25 декабря (день зимнего солнцестояния), связанного с культом индоиранского бога Митры. По решению отцов Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово. Таким образом, 25 декабря — это условная дата [5]».

У Зенона Косидовского в «Сказаниях евангелистов» читаем: «Блаженный Августин (конец 4 — начало 5 века) призывал своих братьев во Христе устраивать 25 декабря праздник не в честь солнца, а в честь Того, Кто это солнце сотворил. Еще в 5 веке папа Лев Великий (440-461) пишет в своем пастырском послании: «Есть среди нас такие, которые считают, что праздновать надо не столько рождение Христа, сколько восход нового солнца… Прежде чем войти в собор святого апостола Петра, они останавливаются на лестнице, поворачиваются и с благоговением склоняют головы в сторону солнечного диска».

А вот, что мы читаем у Алексея Анатольевича Опарина в книге «И камни возопиют…»: «Одной из древних языческих религий, оказавших большое влияние на формирование религиозных взглядов жителей Киевской Руси, был культ Тенгри. Он был распространен у степных народов — тюрков, гуннов, монголов и др. В его основе лежало поклонение Человеку-солнцу Тенгри-хану (у чуваш — Тура, у монголов — Тэнгер, у бурят — Тэнгэри). Соприкасаясь на протяжении многих веков с этими народами, славяне многое переняли у них, преломив сначала через свои национальные языческие верования, а затем через принятое христианство.

Какие же праздники отмечали поклонники Тенгри-хана? «Самым большим праздником считалось Богоявление. Праздник приходился на 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния день начинает прибывать и Человек-небо Тенгри-хан выходит в мир. В этот день полагалось приносить в дом елки — послание от более древнего бога Йер-су, которому поклонялись алтайские народы около 3 тысяч лет назад. У кипчаков именно ель издревле была священным деревом. Обычай почитания ели тюрки принесли в Восточную и Центральную Европу, куда забросила их волна великого переселения народов. В долинах Дуная, Днепра, Дона, Волги праздник этот наверняка существует со времен Аттилы»».

Кроме того, на Руси в этот день праздновали Спиридонов день или Спиридон солнцеворот: «День солнцеворот, катись в огород, с огороди — на красное угорье, подымяся над нашим подворьем».

Некоторые утверждают, что до Рождества Христова уже был праздник, посвященный богине неба (царица небесная), который праздновался именно 25 декабря (самая длинная ночь). Поклонение ей известно задолго до рождества Христа. Распространено было в Вавилоне, Ассирии (Иштар), в Сирии (Атар), в Израиле (Асторет, Аштарот), в Финикии (Астарта), в Абиссинии (Астар).

Об этом же утверждается и в Библии, когда Иеремия устрашал жителей Иудеи, глава 44, стих 15-19: «И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жены их кадят иным богам, и все жены, стоявшие там в большом множестве, и весь народ, живший в земле Египетской, в Пафросе, и сказали: слова, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода. И когда мы кадили богине неба и возливали ей возлияния, то разве без ведома мужей наших делали мы ей пирожки с изображением ее и возливали ей возлияния?».

Таким образом, мы видим, что празднование Рождества Христова 25 декабря по сути дела – это попытка на фундаменте языческого праздника, отмечаемого многими народами, воздвигнуть христианский с присущим ему смыслом рождения пророка Иисуса.

Выше упоминалась ель, поэтому пару слов о ней будет не лишним сказать. Ведь, даже рождественская ель несёт в себе иной смысл – языческий. Вот что пишет Аджи Мурат в своей книге «Полынь половецкого поля»: «Казалось бы, рождественская ель… Заметьте, не дуб, не кедр, не сосна, а именно ель! Ее появление связывают с Христом. Но в Палестине ели не растут, в Египте — тоже. Первые христиане, жившие в Средиземноморье, не могли видеть елей, как не могли видеть белого медведя или кенгуру. Значит, праздник ели — это «чужой» праздник в христианстве, он принесен в Европу и на Ближний Восток, не говоря уж об Африке.

У тюрков ель издревле была священным деревом. И не только у них, но и у других народов Сибири. Ель впускали в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад. Видимо, отсюда и другая традиция — дно могилы тенгрианского священнослужителя обкладывали лапами ели. Почему? Он уходил в иной мир, где ель в особом почете.

Почитание ели продолжили и «тюркские европейцы», которых Великое переселение народов завело в Европу. Там этот праздник отмечается со времен Аттилы… Заслуживает внимания, скажем, такой факт: у славян священным деревом считался дуб, у финнов — береза, у греков — олива, а у южных германцев — ель!».

А вот что по поводу новогодней ёлки на своём сайте пишет специалист по мифологии Александра Леонидован Баркова: «Обычай наряжать на Новый Год елку пришел в Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Однако почитание ели как священного дерева изначально не германское, а кельтское. В культуре галлов ель была воплощением Древа Жизни (то есть Мирового Древа) благодаря своим вечно зеленым ветвям. Заметим попутно, что на русской почве обычай наряжать елку в народной среде не прижился, кажется, вплоть до революции – это объясняется не столько тем, что елка как символ Нового Года была изначально частью дворянской культуры, сколько другим обстоятельством: ель в народной славянской культуре неразрывно связана с миром мертвых (вспомним и современные похоронные венки), а "переназначить" символ гораздо труднее, чем утвердить новый. Поэтому в современные крестьянские дома елка как символ Нового Года пришла через городскую культуру».

Таким образом, подъитоживая статью остаётся отметить, что в войне смыслов «победа» пока на стороне Византии, однако близко то время, когда всё станет на свои места. И актуализация архетипов нашего коллективного безсознательного не только воскресит былой смысл и этого, а также и других праздников, но и отразится на культурном преображении всего нашего народа и общества в целом. А пока же, празднуя Рождество, непременно стоит отдать должное и непосредственному «виновнику» оного, торжественно воскликнув: «Солнцу слава!».

Емельян Разумеев


Источник
Пожаловаться





Теги: Наверное, многие, удивятся, названию, статьи, ещё

Нравится(+) 0 Не нравится(-)