Есиповская летопись признается Фишером, Миллером и Карамзиным за самую достоверную; она начинается так: „Избра Бог не от славных муж, не от царского веления воевод, а вооружи славою и ратоборством атамана Ермака, Тимофеева сына, и с ним 540 человек”. По этим летописям, Ермак был роста среднего, широк в плечах, сложения крепкого, волосы на голове имел черные, кудреватые, бороду черную, глаза весьма быстрые, лицо широкое и пригожее, нос с горбинкой; хорошо сносил стужу и жар, голод и жажду, бессонные ночи, тяжелую работу и проч.
О ПРИСОЕДИНЕНИИ СИБИРИ ЕРМАКОМ.
О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей:
1) Самая древняя и признанная всеми более правдивой есть Есиповская, написанная донским казаком, сподвижником Ермака, как он сам себя называет, Саввою Ефимовым. Летопись эта окончена в1636 году, когда автору ее было около 80 лет.
2) Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. Летопись эта отличается большой пристрастностью, клонящеюся к возвеличению перед Россией заслуг купцов Строгоновых, а потому во многих деталях является неверной.
3) Краткая Сибирская летопись Спасского.
4) Латинская, относящаяся к концу ХVІІ века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным.
5) Новая летопись, составленная в конце ХVІІ или в начале ХVІІІ в.в.
6) Опросы в 1621 году первого Тобольского архиепископа Киприана оставшихся в живых сподвижников Ермака о покорении ими Сибири и о всех обстоятельствах похода.
Есиповская летопись признается Фишером, Миллером и Карамзиным за самую достоверную; она начинается так: „Избра Бог не от славных муж, не от царского веления воевод, а вооружи славою и ратоборством атамана Ермака, Тимофеева сына, и с ним 540 человек”. По этим летописям, Ермак был роста среднего, широк в плечах, сложения крепкого, волосы на голове имел черные, кудреватые, бороду черную, глаза весьма быстрые, лицо широкое и пригожее, нос с горбинкой; хорошо сносил стужу и жар, голод и жажду, бессонные ночи, тяжелую работу и проч. Он имел бодрый и затейливый дух, который не давал ему долго сидеть праздно; хитер на вымыслы и быстро приводил их в исполнение; храбр до дерзости и милосерд к побежденным. Считая себя борцом за православную веру, он, как и все казаки того времени, был всегда набожен, строг в соблюдении постов и обрядов веры и всегда призывал в своих предприятиях на помощь Бога и Пречистую Его Матерь. Строго наблюдая за нравственностью казаков и требуя от них целомудрия, атаман Ермак перед каждой битвой или после победы всегда приказывал бывшим в его войске трем священникам и одному йеромонаху служить обедни или петь благодарственные молебны. Перед битвами любимые его слова были: „Когда Бог нам поможет, то одолелем врага”.
Все перечисленные выше нравственные и физические качества, образ деятельности и религиозные воззрения довольно ясно характеризуют личность Ермака.
По этой характеристике, Ермака нельзя причислить ни к запорожским черкасам, ни к новгородцам-вятчанам, так как те и другие не особенно-то строго держались уставов и обрядностей православной церкви, причем последние, как в древнем Новгороде, так и Вятке и даже на Дону, всегда старались обособиться в церковном отношении от московской митрополии, не признавали строгих греческих церковных уставов и таинства брака, смешивая языческие обряды с христианскими, например, венчались и разводились в станичном кругу, иногда, пользуясь услугами беглого монаха, венчались около стола, телеги и вербы, по несколько раз, имея живых жен кроме того, родословие выдающихся личностей из этого казачества могло быть легко восстановлено, между тем как об Ермаке все древние летописи, признанные достоверными, а также Карамзин, единогласно свидетельствуют, что он был рода неизвестного, донской казак, как и его сподвижники.
Путь Ермака лежал вверх по Чусовой, потом волоком, т.е. сухим путем, до р. Тагила, впадающую в р. Туру, а эта — в Тобол, а Тобол — в Иртыш. На всем этом пути Ермаку приходилось беспрестанно сражаться с дикими полчищами вогулов и татар, бывших под предводительством татарского мурзы Епанчи. Помимо этого, казакам на каждом шагу приходилось преодолевать неимоверные природные препятствия, непроходимые леса, скалистые горы и проч.; так, например, при движении по р. Серебрянке, притоке Чусовой, суда по мелководью не могли двигаться и постоянно садились на мель; казаки делали запруды из парусов и поднимали воду 55).
После многих битв и неимоверных трудностей похода на весну 1582 года у Ермака осталось не более 1000 человек.
Но, несмотря на свою малочисленность, Ермак шел вперед, поражая врага на каждом шагу. Главное преимущество его заключалось в огнестрельном оружии, пушках и пищалях, которых у татар совсем не было, а также беззаветной храбрости его сподвижников. Каждый богатырь его шел на толпу неприятелей, смертоносною пулею поражал одного, а страшным звуком пищали разгонял двадцать и тридцать. Так, в первой битве на берегу Тобола, в урочище Бабасане, Ермак, стоя в окопах, несколькими залпами остановил десятки тысяч нападавших всадников Маметкула, племянника сибирского хана Кучума, а потом сам ударил на них и, довершив победу, открыл себе путь к устью Тобола.
На правой стороне Тобола, в 16 верстах от впадения его в Иртыш, есть небольшое озеро, на берегу которого жил богатый татарин Карача. Услышав о том, Ермак вышел на берег, взял то место и нашел там много золота, серебра и жемчугу, большие запасы хлеба, скота и меду. Казаки простояли тут около шести недель, ничего не предпринимая. Татары их также не беспокоили. Но Ермак не бездействовал, не проводил время в праздности, а зорко следил за татарами и в то же время, в виду наступления Успенского поста, велел казакам поститься и молиться 40 дней, дабы, по словам летописца, Господь Бог помог ему овладеть басурманским царством. После нескольких битв Ермак вышел в Иртыш. На берегу этой реки снова произошла жаркая и упорная битва с татарами, стоившая казакам многих жизней и доказавшая, что независимость отечества мила и варварам; уступая Ермаку в этот вечер победу, татары готовились на утро к новому кровопролитию, не теряя надежды поразить и уничтожить горсть дерзких храбрецов. Хан Кучум вышел из укреплений и стал на Чувашьей горе; племянник его, храбрый Маметкул, расположился в засеке на берегу Иртыша, преграждая путь к столице Сибирского царства; казаки же, заняв с вечера городок Атик, расположенный на высоком мысу берега Иртыша, не смыкали глаз всю ночь, опасаясь нападения.
После всех сражений у Ермака осталось около 500 человек; кроме убитых и раненых, многие из участников похода от многих лишений потеряли силу и бодрость. Видя такое малолюдство, одни приходили в страх и требовали возвращения в Россию, говоря, что, сражаясь один против двадцати, они все погибнут. В эту ночь Ермак собрал в своей палатке военный совет из атаманов, есаулов и старых опытных казаков и предложил им, как быть. Больные и слабые говорили: „мы удовлетворили мести, время итти назад. Всякая новая битва для нас опасна, ибо скоро некому будет побеждать”. Храбрые атаманы говорили: „ где бы ни умирать – все равно. Хуже, если будем чинить своеволия на Волге и убивать своих же братьев христиан или получать от них же самих смерть. Здесь же мы имеем перед собою неверных и если погибнем, то жребий наш лучше будет того, какой мы должны ожидать в России”. Ермак, выслушав мнение сподвижников, обратился к ним с краткою, но теплою речью: „Братцы, куда нам бежать? время уже осеннее, на реках замерзает лед. На возвратном пути мы можем замерзнуть в снегах. Будем лучше надеяться на Бога. Победа дается не от множества воинов, но от Бога. Он и беспомощным может помочь. Умрем же, если суждено, но за то и по смерти нашей память об нас не оскудеет и слава наша вечна будет. Умрем же доброю славою! Бог дает победу кому хочет: нередко слабым мимо сильных, да светится имя Его”. Дружина сказала „аминь” и с первыми лучами солнца 23 октября устремилась на врагов и на голову разбила многочисленные войска Кучума в виду столицы его Искера. Победа эта была куплена смертью 107 человек, но за то утверждала господство казаков от Уральских гор до реки Оби и Тобола. Маметкул был ранен и скоро попал в плен к казакам, а Кучум убежал в степи. Столица Сибирского царства была занята Ермаком без боя.
Покорив Сибирь, Ермак приступил к устройству края и при этом проявил большие администраторские способности: наказывая изменников и непокорных, к мирному населению он относился с большим милосердием и справедливостью, старался развить местную торговлю и промышленность, укрепить города и села и завести сношения с средне-азиатскими народами, Бухарой, Хивой и другими.
| VK
Пожаловаться