Боль в руке, чуть выше запястья была настолько резкой и жгучей, что я в начале даже не смог понять, что же произошло. Еще мгновение назад девушка находилась от меня метрах в трёх, и вот её глаза были буквально перед моим лицом. В следующий момент она, изогнувшись как кошка, обвила моё тело своими тонкими руками, и я в мгновение ока оказался распластанным на земле. Все это произошло настолько быстро, что я вновь не успел ничего понять, и только сильная боль под коленом вернула меня к действительности. Я был беспомощен и жалок. Годы учёбы в военной академии, занятия спортом, включая самбо и спецподготовку - всё это оказалось ровным счётом ничего не значащим. Какая-то худенькая и слабенькая, на первый взгляд, девушка преподала мне за короткий промежуток времени неведомый доселе урок. Я уже мысленно пожалел о том, что согласился на этот, как мне казалось вначале, неравный поединок, и успокаивал себя тем, что я и не собирался ничего предпринимать, так как бой с женщиной (старик сказал, что это будет именно бой, а не тренировка) не соответствовал моим внутренним установкам. Женщина, в тогдашних моих представлениях, должна быть хрупким и слабым созданием, но уж никак не бойцом. Такой в общем-то она и показалась мне на мой первый и неискушенный взгляд. Я и предположить не мог, что за всей этой нежностью и красотой скрыта такая сила. Вот уж прав был поэт, когда сказал: «Сила силе доказала: сила силе - не ровня! Есть металл - прочней металла, есть огонь - страшней огня»! Теперь, по прошествии почти тридцати лет с того поединка, я понимаю, что у меня не было никаких шансов выйти из него победителем. Девушка стояла надо мной и весело смеялась. Её зубы сверкали молочной белизной, а ямочки на щеках притягивали к себе, как магнит.
К действительности меня вернул голос старца, который велел мне подыматься, так как я и так уж залежался. Я нехотя поднялся, потирая то руку, то под коленом. Боли как таковой уже не было, но ощущение чего-то давящего и неприятного оставалось. Девушка подошла ко мне, обняла и её руки заскользили вдоль моего позвоночника. Пальцы мягко обрабатывали какие-то зоны. От её тела и волос исходил дурманящий запах трав. Мне хотелось, чтобы эти мгновения никогда не кончались. Это была сказка: ночь, костер, поляна и юная красавица, словно сошедшая с полотен русских художников. Время словно остановилось для меня, я чувствовал, что как будто проваливаюсь куда-то. Это ощущение было непередаваемо и несравнимо ни с чем. Сколько оно длилось я не знаю, только вдруг я почувствовал, как девушка каким-то неуловимым движением сбросила мои руки со своих плеч и, словно по спирали, соскользнула вниз и в сторону.
Я постепенно приходил в себя. Всё вокруг меня словно преобразилось. Ночная прохлада была напоена ароматом трав и ещё чем-то неуловимым. А ночные краски? Кто сказал, что ночью все кошки серы? Ничего подобного! Мы просто не умеем различать ночные краски или не хотим! А ведь на самом деле они куда более насыщенны и таинственны, чем дневные. Они возвращают нас в детство, они несут в себе что-то сказочное и неповторимое. А ещё - огромная и полная Луна. Да, жаль что я не художник, это была бы поистине великолепная картина!
В теле ощущался лёгкий озноб, и я с удовольствием принял из рук красавицы стакан горячего, ароматного чая, пропахшего дымом костра. Старик смотрел на меня с лёгкой усмешкой, неспешно отхлебывая свой чай и явно ждал, когда я начну задавать вопросы. Я же мучительно думал, о чём его спросить? О том, как хрупкая девушка в мгновение ока распластала меня на земле, говорить не имело смысла. Я прекрасно понимал, что против меня была применена неизвестная мне, да думаю и многим, виртуозная техника, отшлифованная до совершенства. Тогда о чём же? Я всё-таки решился и спросил: «Почему девушка обняла меня? Что означало её поведение?» Естественно, я не строил никаких иллюзий насчёт флирта. Но что это было?
«Я думал, что этот вопрос ты задашь вторым» - немного помолчав, ответил старик. «Но раз ты спросил об этом в начале, попробую объяснить тебе и то, о чём ты промолчал, и то, о чём ты всё-таки спросил». «Она, - он кивнул на девушку, не называя её имени, - показала тебе удар «Чёрной Рыси». Даже в старину немногие владели этим знанием, а сейчас им владеют единицы. Я последний, кому они были переданы, а моя внучка одна из тех, кто принял это ведение. Вижу - ты удивлен тем, что услышал, но это от неведения».
Старик задумчиво посмотрел на костер. Я переглянулся с девушкой, но она сидела молча. «Наука наша скрытная, тайная. А это - так, внешняя сторона дела», - вновь заговорил старик. «Я уже говорил тебе, что любая явная угроза вызовет ответные действия со стороны врага. Нам это надо? Нет! Цель женщин-берегинь - сохранить себя, своих детей и стариков. Рукопашный бой красив и зрелищен со стороны, но мало полезен и даже опасен в критической ситуации. Ты должен думать, как получить нужный тебе результат: безопасность для себя, стариков и детей, а не красиво махать руками или ногами. Только если ты научишься этому, можешь считать, что познал нашу науку».
Чем дальше говорил этот странный дед, тем больше вопросов появлялось у меня. Я пытался о чём-то спрашивать, но он словно не слышал меня. У меня создалось впечатление, что он вёл диалог с самим собой, или с кем-то ещё, но явно не со мной. За всё это время девушка не проронила ни слова, лишь изредка поглядывала то на деда, то на меня.
В теле ощущалась какая-то лёгкость и, несмотря на поздний час, спать совсем не хотелось. Дед монотонно о чём-то говорил, но я почти ничего не понимал. Видимо, он понял это и прекратил беседу. Он посмотрел на внучку, сделал ей рукой какой-то знак и пошел от костра в сторону деревни. Мы остались вдвоём и, наконец-то, она заговорила: «Ты не обижайся на него, он вообще редко говорит на эту тему, а особенно с посторонними. Почему он сделал исключение для тебя, мне самой не понятно. Не беда, что ты ничего не понял, значит - не пришло ещё время. Дед не стал торопить событий, но уходя - не закрыл пред тобой дверь. А раз так, значит чем-то ты ему приглянулся. Ведь не даром он дал добро показать тебе удар «Чёрной Рыси». Просто так это не дозволяется. Ты ещё не знаешь, что это такое, но уже знаешь, что оно есть. А раз так - пусть пройдут годы, но ты всё равно вернёшься к «Чёрной Рыси».
«Но почему дед сказал, что удар «Чёрной Рыси» в бою не эффективен?» - спросил я. «Как это понимать, если я на себе испытал всю его мощь? Допускаю - глупо спрашивать, как ты его сделала. Но как ты смогла мгновенно оказаться предо мной, находясь на расстоянии четырёх метров за миг до удара? Ведь я даже не успел отреагировать на твоё движение»!
«Ну, это как раз не самое сложное! Всё дело - в искусстве перемещения. На его изучение уходит немного времени. Главное - совсем в другом. О главном тебе и пытался рассказать дедушка, а ты его не понял, но это не его вина. Он был абсолютно прав, когда сказал тебе, что удар «Чёрной Рыси» в настоящем бою не особенно действенен. И я поясню тебе почему. Раньше люди жили дружно, им не нужно было решать споры с помощью кулаков. На то он и Род, чтобы все решалось миром. Это сейчас все озверели. Чуть что, в ход идут кулаки и даже ножи. А тогда нет. Никому бы в голову не пришло поднять руку на своего. Более грязного поступка нельзя было даже и придумать. А раз так, то зачем надо было тратить время на изучение техники ведения боя, когда в этом не было никакой необходимости», - сказала девушка.
«Но подожди, - прервал я её, а если это были чужие, что тогда»? «Для этого были наши мужчины, именно они выходили на бой с супостатом. Не женское это дело - сечь мечом или засапожником, правильно я говорю»?
Она с усмешкой посмотрела на меня и продолжала: «А теперь представь, как бы я смогла применить удар «Чёрной Рыси» против хорошо экипированного воина? Он ведь был бы одет не в спортивный костюм, как ты. Да и был бы он наверняка не один. Значит, моя явная победа над ним оказала бы всем нам «медвежью услугу». Теперь ты понимаешь, что имел в виду мой дед, когда говорил, что главное - научиться хорошо думать, а не виртуозно махать руками и ногами. Любому оружию рано или поздно можно противопоставить ещё более грозное оружие. Так может продолжаться бесконечно. Это тупиковый путь – кажущееся могущество. Главная задача – сохранение жизни детей, стариков и нас самих. Для этого все средсва не только хороши но и жизненно необходимы. Однако, эти средства нужно было настолько искусно замаскировать, чтоб их не только нельзя было раскрыть, но даже помыслить о том, что они применены. Знаешь, в чём заключалась ошибка наших мужчин? Они были сильны и красивы, независимы и горды, но при этом - наивны, как дети! Они признавали только честный бой и никогда не наносили удар в спину, поэтому их можно было легко обмануть, что в конечном итоге и произошло. Они проигрывали там, где проигрывать было никак нельзя. Они защищали нас ценой своих жизней и были уверены в своей правоте. Но нам не нужна была их уверенность в своей правоте, нам нужны были они сами, живые и здоровые, потому что без них мы оказывались в ещё худшем положении.
Наши витязи отвергали искусство «Чёрной Рыси», считая ниже своего достоинства постигать его тайну. Они называли его сугубо женским делом. Но воинские доблесть и честь хороши на поле брани, где твою спину прикрывает достойный тебе. Но ответь мне, чего стоят все эти идеалы, когда за твоей спиной беззащитные дети, а витязи-защитники сложили головы в неравном бою с подлым и коварным врагом?»
Слушая её, я был поражен - с виду совсем ещё девчонка, а рассуждает как умудрённая жизненным опытом женщина, в совершенстве владеющая страшным, скрытым оружием, готовая не раздумывая применить его в случае опасности.
«Но ведь твой дед, - сказал я, - знает это искусство, а он мужчина». Она посмотрела на меня, и вдруг расхохоталась: «Тоже мне сказал - знает! Ведь именно дед сделал все возможное, чтобы «Чёрная Рысь» сохранилась до наших дней во всей своей красоте и величии. Жаль только, что она больше уже никого не интересует. Молодежь, в основном, уезжает в город, а те кто остаются—спиваются. Цепочка, тянувшаяся из века в век, прервалась. Скоро «Чёрная Рысь» может превратиться в красивую сказку, но не более».
«А знаешь, когда мой дед решил постичь эту науку? Во время Гражданской войны он был ранен и пришел в свою деревню. Там были только женщины, дети да старики. В один из дней в деревню ворвалась банда - человек тридцать. Они стали грабить и бесчинствовать (Бесчинствовать – чинить бесовкий произвол, в отличие от безчинствовать – действовать без оглядки на чины). Но кто им мог помешать в этом? Раненый молодой боец, каким в то время был мой дед? Так его женщины самого спрятали в погреб. А через день-другой все стихло... И опять деревня зажила своей неспешной, размеренной жизнью. Все остались целы и никто ни о чём не говорил. Русские женщины вообще молчаливы по своей натуре. Это сейчас чуть что - крики, визг, да мордобой. А разве раньше мог поднять мужчина руку на свою жену-берегиню, хранительницу домашнего очага, мать своих детей, верную помощницу в продлении Рода своего? Более омерзительного поступка нельзя себе и представить. После этого он не имел бы права называться мужчиной. Но и женщине, коль она безмудро довела его до такого - грош цена. Если в семье растут дети, будущие мужчины-витязи и жёны-берегини, непотребно им видеть такие отношения отца с матерью! Ничего хорошего от такого воспитания не получится.
В нашем Роду мужчины не просто любили и уважали своих женщин - они их боготворили, а женщины - отвечали им тем же. Это было гарантией сохранения и приумножения Рода, его прочности и нерушимости. Взаимная верность наших мужчин и женщин никогда никем не ставилась под сомнение.
Сейчас всё совершенно иначе. Плохо это или хорошо - не мне об этом судить. Знаю только одно: если так пойдет и дальше, мы растеряем не только последние крохи Великой народной Культуры, но также Культуры внутренней - Душевной и Духовной. Это уже гораздо страшней! Мне хочется верить, что хоть кому-то удастся, если и не приумножить, то хотя бы сохранить самую малость того, что мы получили в дар от своих Великих Предков. Потому-то в нашем Роду из поколения в поколение как самое большое богатство передавались секреты «Чёрной Рыси». Наши чистые, светлые помыслы были самым строгим мерилом того, что никто и никогда не использует эти знания во зло. Только когда враг не оставлял нам никакого выбора «Чёрная Рысь» выпускала свои когти. Но тогда ни о каком милосердии или жалости не могло быть и речи. Враг справедливо получал то, что заслуживал, не больше и не меньше». Она так взглянула на меня, что мне стало не по себе.
В отблесках костра её глаза светились каким-то огненным светом. Мне на мгновение показалась, что передо мной не красивая девушка, а большая чёрная кошка, которая изготовилась к своему роковому прыжку. Это было так явственно, что я инстинктивно попытался отодвинуться от неё, упав на землю с пенька, на котором сидел. Поднявшись, я в смущении попытался перевести это в шутку, но юная красавица смотрела на меня абсолютно серьёзно. Даже намека на улыбку не было в ее глазах. Я просто поразился такой внутренней перемене в её поведении и мне ничего не оставалось, как молча смотреть на затухающий костёр.
С реки потянуло холодом и меня стало клонить в сон. Вокруг стояла сказочная тишина, и только дрова в костре тихонько потрескивали, изредка освещая небольшое пространство.
«Скажи,—спросил я тихо, - когда ты обняла меня после удара, это было сделано с какой-то целью?». «Конечно, - ответила она, ведь удары были нанесены в определенные точки конечностей. Необходимо было устранить последствия, которые могли бы наступить после них, что я и сделала». «А если бы ты этого не сделала, что тогда?» - спросил я. «Тогда ты не задавал бы мне глупых вопросов», - последовал ответ.
Она поднялась со своего пенька и потянулась. Никогда более я не видел такой пластики и грациозности. Её тело словно повторяло движения огненных языков костра. Она извивалась в только ей известном танце. Незаметным жестом она вырвала ленточку из заплетённой косы, и её космы веером рассыпались по плечам. Это была первозданная красота во всей своей чистоте и великолепии. Я подумал, что именно так славянские женщины встречали своих мужчин после походов. О каких изменах после этого можно было вообще вести речь?
Утром я проснулся поздно, солнце поднялось достаточно высоко. В избе никого не было. На чистом деревянном столе стояла крынка с парным молоком, мёд, а в плетёном блюдце лежал душистый домашний хлеб, только что вынутый из печи. А ещё на краешке стола лежала тонкая ученическая тетрадка, поверх которой была записка. В ней было всего две строчки: «Рисунки выполнены мной, а пояснения к ним сделаны дедушкой». И был ещё рисунок: большая чёрная кошка с кисточками на ушах, изогнувшись немыслимой дугой в своем отчаянном прыжке, наносила когтистой лапой удар по невидимому врагу. Тетрадка и записка, лежащая поверх неё, были перевязаны той самой ленточкой, которую эта таинственная красавица сорвала со своих косм, исполняя при свете костра то ли танец, то ли что-то такое, о чём я до сих пор так и не знаю.
От автора:
После того, как в 3-м и 4-м номерах журнала «Ведическая Культура», были опубликованы мои статьи, в которых я попытался кратко рассказать об одном из самых закрытых и забытых Старославянских боевых искусств - школе «Чёрной Рыси», мною было получено множество телефонных звонков из разных городов бывшего Советского Союза. Как правило, кто-то хотел, чтобы я выслал видеокассеты по этой теме, другие спрашивали, когда я могу приехать и на месте начать обучение и т.д.
Были и такие звонки, в которых мне пытались приказать обучать искусству «Чёрной Рыси» только истинных Славян и никого более.
У меня создалось впечатление, что читатели журнала или не внимательно читали то, о чем я рассказывал, или принимали желаемое за действительное. Ведь в статьях прямо и недвусмысленно было сказано, что моё знакомство с «Чёрной Рысью» было только внешним, но не внутренним. Да, мне очень кратко поведали об этой уникальной системе, показали удивительный по своей красоте танец «Чёрной Рыси», некоторые прикладные аспекты этой таинственной науки, но не более. Вести разговор о том, что кто-то обучил меня этому искусству и передал его секреты - было бы, по крайней мере, нечестно. Нет и ещё раз нет. Никто этого не собирался делать, так как я в то время не был к этому готов. Так что учить других тому, чего не знаешь сам, по крайней мере глупо.
Я являюсь автором системы «СПРУТ», которая разрабатывалась мною в течение нескольких лет Да, то что я увидел тридцать лет тому назад, дало в последствии толчок к созданию моей системы. Да, мне было интересно расшифровать некоторые элементы той забытой науки, особенно базовые свастичные укладки тела, которые служили для устранения родовых травм. В системе «СПРУТ» этому посвящен целый раздел, но говорить о том, что это именно те самые укладки, которые применялись нашими Предками, не имеет никакого смысла, так как секрет тех укладок на сегодняшний день мне не известен.
То же самое касается и гимнастики «СПРУТа». Да, в Системе Программированного Управления Телом, с позиций физики и биомеханики мной предпринята попытка расшифровать ключевые моменты танца «Чёрной Рыси», но не сам танец в его изначальной сути. И это вполне естественно, так как овладеть им за один единственный показ - дело нереальное, особенно если учесть, что в то время не было никаких видеокамер. Вообще, пытаться возродить забытые искусства, на мой взгляд, то же самое, что по кусочку художественного полотна восстановить картину в целом. Мы можем провести химический анализ краски, самого полотна, но картину в том виде, в котором в своё время задумал художник - вряд ли. Поэтому говорить, что «СПРУТ» и школа «Чёрной Рыси» одно и то же- просто не серьёзно.
Те, кто действительно внимательно читал мои статьи, включая и эту, прекрасно поняли, что при попытке расшифровать забытое искусство всё строилось на догадках и гипотезах, но не на фактах, а это разные вещи. Отсюда следует, что «СПРУТ» является авторской системой, обучаться которой может при желании кто угодно, так как автор никогда не делил людей по национальному признаку, или по религиозным убеждениям. И ещё, моя система несёт в себе только позитивное начало, и ни о каких негативных применениях «СПРУТа» не может быть даже речи.
Теперь о видеокассетах по системе «СПРУТ». Я планирую создать их, но немного позднее, когда появится такая возможность! Также решается вопрос о курсах, на которых будет вестись подготовка инструкторов по базовым разделам системы «СПРУТ» на основе многоступенчатой учебной программы. Все пожелания или рекомендации можно присылать на адрес электронной почты: sprut-13@yandex.ru Подробности о системе «СПРУТ» вы можете узнать на сайте: www.ksystems.ru/sprut/
АНДРЕЕВ Валерий Владимирович,
автор системы "СПРУТ"- системы программированного управления телом, г. Краснодар.
из журнала "Ведическая Культура" №5