ЛЫЗЛОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (ум. после 1696) русский историк и переводчик, из служилых дворян. С 1676 г. – стольник, участник Крымских (1687 и 1689 гг.) и Азовских (1695-1696 гг.) походов. В 1692 г. закончил работу над "Скифской историей”. При создании "Скифской истории” использовал широкий круг русских и иностранных источников и исторических сочинений (летописи, хронографы, разрядные книги, и пр.). "Скифская история” уже в рукописи получила широкое распространение в России, затем дважды была издана Н.И. Новиковым (1776 г., 1787 г.).
В своей «Скифской истории» А.Н. Лызлов наряду с другими народами уделил внимание и казакам, он описал их места проживания, быт и культуру, рассказал о их предках скифах, сарматах, гетах. Упоминая черкасских, пятигорских, белгородских и азовских казаков, которые в то время ещё не приняли христианства, а были приверженцами древней славянской ведической веры он, естественно как истинный христианин , выразил негативное отношение к нашей древней культуре. И все равно несмотря на это, из его работы можно многое почерпнуть о жизни наших пращуров. И так давайте вместе с Лызловым прикоснемся к изначальному корню казачьей жизни, и не будем уподобляться «Иванам родства не помнящим». Из работы Лызлова видно, что ещё в семнадцатом веке на юге у азовских казаков существовали действующие капища, в которых проводили службы родным богам и прославляли предков, имелись мощные города, велась интенсивная торговля, и жизнь казаков хоть и была и трудной но достаточно богатой. Поэтому поводу он приводит такие факты: « Недалеко от устия Донского, где тот в море впадает, стоит град названный Тана (Дана) [его же Азов называют; а Даною называет его Ботер (западный историк), яко латинники реку Дон называют Данаисом (богини Даны сыном)], в нем же пристанища многие и купли (торжища), паче же на осетров и икру, чего много оттуда отвозят, в обмен на иные товары тамошних стран….. ...
Так же и зверей в тех полях бывает великое множество, яко серн, то есть коз диких, оленей, лосей, лошадей диких, сайгаков, кабанов, ланей, они же все в великие стада собираются. Еще недалеко тех мест есть дубрава невеликая, но весьма густая, её же вода окружает и яко бы островом учиняет; в ней же так же неизреченное множество всяких зверей…. ..Знать мощный, яко там бывал град некогда, это познается от стен оставшихся, стоящих на пути. От той дубравки два дня езды до Азова, который стоит на реке Дон, в десяти верстах от устья, где тот в море впадает. На другой стороне реки Дон стоит городок Азак (Казак), от него же в десяти верстах есть колодец воды смердящий (наверное сероводородный источник), там же и капище поганское (здесь проявление христианской идеологии к нашей вере) древнее, где жрецы Богам своим требу приносят, половину сжигают, а другую же птицам и зверям в снедь оставляют… Солнце, месяц, огонь в великом почтении имеют. В мужестве же и воинских делах искусны сами и так же искусны и их жены….. …А на морских пристанищах города: Керчь, Тамань, Козлев , Карасев, Горваток , от приходу со Азовской стороны стоит…. Хлебом, и скотом, и иными добрыми пожитками и довольством вся та страна не мерно жизненна. Приемлют же тамошние жители многую корысть от озера Меотского (моря Азовского) от множества рыб, их же там они ловят. В Константинополь же оттуда отвозят много живностей, хлебов, масла, осетров сухих, икры и всяких рыб соленых и сухих. Тако же и кожи всякие делают там, и соли весьма там много.»
Далее Лызлов подтверждает давно известный исторический факт, о том что часть казаков уходившая из этих земель, вернулась на былые места своего проживания : «Пришли и заселили те места от того времени, когда изгнаны были от литовских князей из стран российских от Подолия.». Это произошло потому что союзники казаков по Золотой орде - волжские болгары приняли ислам, и та часть казаков которая тяготела к Польши и Московии в противовес арабской экспансии приняла христианство, но другие казаки продолжали сохранять старую родную ведическую веру предков и не желали принимать ни христианское рабство, ни мусульманский шовинизм. Лызлов говоря об этом пишет так : «Пятигорцы и черкасы, закон Махометов не воспринимают, и ненавидят названия турецкие и не хотят их слышать.» Ещё в битве на Куликовом поле проявился этот раскол. Где Запорожские казаки выступили на стороне русского князя Дмитрия, а Азовские или Кубанские казаки на стороне Мамая. Подтверждение этому мы находим в своде древне-булгарских летописей : «...... Мамай (кстати казачье имя, у татар таких имен и в помине не было, а казаков казак Мамай национальный герой), князь Волжской орды, темник из рода Кыйан, (Кый – древне славянский князь основатель г.Киева, то есть корни одни и те же) ….У Мамая были (в войске): монтыги, черемшанцы, степняки, крымцы, анчийские (анты) казаки, ногайцы. У уруского князя (Дмитрия Донского): монтыги, ногайцы, артанцы , казаки и русские....» После победы князя Дмитрия на казаков выступавших на его стороне начались гонения. В 1395г. Азов подвергся нападению Тимура Аксака, и многие казаки были вынуждены отступить и оставить берега Дона.
Но уже в 15 веке о чем выше упоминает Лызлов они с Московии и Литвы вернулись на свои прежние места проживания. Азовские же и Белгородские казаки со своих мест проживания никуда не уходили, в 1503 году часть Азовцев перекочевала к рекам Северному Донцу и Десне. Но уже в 1549 году они вернулись усиленные притоком казаков Белгородских. А в 1551 г. московский посол доносил о гневных жалобах султана, что казаки « поотымали всю волю в Азове» «С Азова оброк емлют и воды из Дона пить не дают». Лызлов описывая земли проживания казаков называет их древним казачьим названием –«Дикое поле», объясняя это тем что казаки своевольный дикий народ, он приводит также и размеры этого места: «Но еще так, …от времени Батыева всё Дикое поле ( так называлась местность на которой обитали наши предки) от Волги до Днепра казаками обладалось, его же считают на тысячу и двести верст… Паче же рекут, яко это народ дикий и вольный, своевольно живущий… ..Иные же из них прейдя за Днепр и дойдя до реки Днестра и поселились около Белаграда (белгородские казаки) и Очакова (очаковские казаки), городов волошских (волохи -это латиняне). Сей Белград называется Манкоп и Монкострум. Стоит в устье Днестра реки, которая впадает в Черное море, а Очаков стоит в устье Днепра который в то же море впадает за Очаковым в трех верстах. Сей Очаков от Белграда находится за двести верст, а от Перекопа Крымского и от Черкас, города Малороссийского, так же. Сих казаков называют белогородскими и очаковскими. Они домостройство имеют лучшее, чем азовские и богатее их суть…. .
На реке Днепре имеют крепости, но и кроме сих соделанных крепостей на этой реке сама природа места, путь по Днепру защищает, нечестивых казаков тех заграждает. Яко по Днепру, выше тех соделанных крепостей суть пороги каменные имеются. Чрез всю реку от края до края лежит камение великое, в долготу по реке сажень на пятьдесят, иной и на сто и больше, являющиеся из воды так часто, яко вода между тех камений с великою быстротою и шумом приходит. И того ради не токмо струги, но и малые лодки проходят там с великим трудом и немалою тщетою людей и запасов.
Пороги же те от тамошних жителей названия суть такие имеют: 1) Кадк- порог ниже устия реки Самары версты три, над ним же вниз идущи Днепром на правом брегу стоит город названый Кадак ; 2) порог Сурский название имеет от реки Сур rodobozhie.ucoz.ru
Пожаловаться