Путин - Государственник. Закон о госпланировании. Система гос. стратег. планирования.


Путин - Государственник. Закон о госпланировании. Система гос. стратег. планирования.


Пока в обществе шло бурное, порой истеричное обсуждение законов об НКО, "антимагнитских актов", власть тихой сапой подошла ко второму чтению закона о государственном стратегическом планировании. Окончательно закон будет принят в ходе открывшейся весенней сессии, проект рассматривали в первом чтении в ноябре, но на фоне оппозиционной активности он оказался практически не замеченным. По-видимому, речь идет об отказе от доминировавшей четверть века концепции о том, что "планировать ничего не нужно, рука рынка сама все расставит по местам", передает корреспондент Накануне.RU.


Основной тезис законопроекта – стране необходима система государственного стратегического планирования, которого раньше попросту не существовало. Не было даже прописано юридическое понятие, а все, что ассоциировалось с каким-либо планированием, нещадно отправлялось в утиль с пометкой "пережиток совка". Однако, спустя два с половиной десятилетия, руководители российской политической системы решили, что если не жить по плану, то хотя бы начать возвращать соответствующие термины во внутреннюю политику уже пора.


Любопытно, что о законопроекте заговорили еще в 2007 году, однако все время правления продвинутого либерального президента он пылился на полке. И лишь спустя пять лет законопроект был доработан и внесен правительством в Госдуму, а депутаты приняли его в первом чтении.


Путин - Государственник. Закон о госпланировании. Система гос. стратег. планирования.Основной документ, написание которого регламентируется законопроектом – стратегический прогноз, который охватывает период времени на 30 лет вперед, но может корректироваться каждые шесть лет. Может быть, тут уместно вспомнить, что один из таких прогнозов уже имел место в новейшей истории России и известен как "Стратегия 2020", на написание которой было потрачено более пяти лет, соответственно, на исполнение остается всего лишь семь лет вместо двенадцати. А если говорить о разработчиках, то многие могут вспомнить бравые заявления "стратегов" о том, что России мешают модернизироваться 100 млн россиян, которые не знают английского языка, и многие подобные им. К сожалению, в тексте законопроекта не разъясняется, какие конкретные структуры могут быть уполномочены разрабатывать стратегический прогноз и его отдельные части.


Прогноз должен включать в себя социально-экономический блок, в том числе внешнеэкономические отношения, научно-технический, промышленно-технологический, демографический и экологический прогнозы, а также прогнозы в сферах национальной обороны, государственной и общественной безопасности. Важно, что при прогнозировании большое внимание уделяется взаимосвязи рисков для национальной безопасности не только в военной сфере, но и в области финансов, социально-экономические угрозы и прочие.


Стоит отметить, что перечень прогнозов и концепций, укладывающихся в государственную программу стратегического планирования, отдельно прописывается для регионов.


В целом, законопроект описывает механизм создания и корректировки прогнозов по развитию, перечень документов, которые находятся в ведении тех или иных ведомств, а в участниках разработки планирования присутствуют президент, совет безопасности, парламент, правительство, Счетная палата, федеральные министерства, а также указана обязанность мониторинга и корректировки в соответствии с достигнутыми результатами и новыми тенденциями.


Павел Дорохин заместитель председателя комитета ГД по промышленностиНесмотря на то, что этот законопроект несколько выделяется из тенденций последних десятилетий, его поддержали депутаты всех фракций и его рассмотрение не вызвало особых прений.

Представитель КПРФ Павел Дорохин назвал этот законопроект "победой здравого смысла".



"Налаживание полномасштабной индустриализации, безусловно, невозможно без использования механизма планирования. Богатый мировой опыт свидетельствует, что в мире нет ни одной развитой страны, где не использовались бы в той или иной мере элементы планирования и прогнозирования на государственном уровне, а самых заметных успехов в модернизации национальных экономик сумели добиться именно те страны, которые обеспечили разумное сочетание рыночного и планового начал. На наш взгляд, давно пора снять идеологическое клише огульной критики советского опыта планирования, которое активно использовалось Западом в годы холодной войны, причём скорее в качестве риторических приёмов, а не научных аргументов", – заявил депутат.


Он отметил также, что по проектам развития Дальнего Востока и некоторым "стратегическим программам" видно, что советский опыт планирования фактически утерян и его нужно создавать заново.


"Последние годы развитие, как вы знаете, с учётом последнего кризиса, 2008 года, который сейчас ещё продолжается, шло спонтанно, как говорили и президент, и премьер, зачастую в ручном управлении – в государстве такого быть не должно", – подчеркнул Дорохин.



В то же время, коммунист отметил, что законопроект выглядит еще достаточно сырым, в нем много спорных моментов. На некоторые из них обратили внимание коллеги из других партий. Например, "справедливоросс" Михаил Емельянов удивился тому, что в законопроекте о планировании не используется сам термин "план". При этом, законодатели исключены из перечня тех, кто имеет полномочия участвовать в процессе планирования.


В беседе с Накануне.RU либерал-демократ Ярослав Нилов отметил, что довольно сдержанно воспринимает этот законопроект, пояснив, что имеет смысл обсуждать подобные вещи уже по результатам действия закона.



Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов"Я сторонник того, чтобы посмотреть, как закон будет работать. Напланировать можно все что угодно, что потом надо будет работать, а не искать виноватых, кто план не выполнил. Надо смотреть по результатам. Вот приняли закон, прошло полгода, если есть хоть один плюс, а минусов нет, уже хорошо. Если минусов больше – надо смотреть, где хромает", – пояснил депутат.


Он напомнил, что советская система планирования имела немало перекосов, и этот негативный опыт тоже надо учитывать. Впрочем, он высоко оценил целый ряд экспертов, способных делать адекватные прогнозы, "к которым, к сожалению, не прислушиваются".


В разгар кризиса 2008 года мы на заседания фракции ЛДПР приглашали экономистов, политологов, к нам приходили бывший министр (экономики, – прим. Накануне.RU ) Андрей Нечаев, Михаил Хазин, Михаил Делягин, бывший председатель ЦБ РФ Виктор Геращенко, многие другие. Могу сказать, что Хазин дал очень четкие прогнозы развития кризиса и предельно точно спрогнозировал стоимость бивалютной корзины, стоимость доллара и евро по отношению к рублю", – привел пример Нилов.

По мнению некоторых экспертов, ряд заявлений, сделанных Путиным в последнее время, среди которых и планы по реиндустриализациии, промышленный скачок, отказ от приватизации стратегически важных отраслей, и, в том числе, законопроект о госпланировании – знак того, что президент постепенно отказывается от "либеральных и либертарианских верований" и находится на пути перехода в "государственники и социалисты".


"Есть очень большая вероятность того, что президент уйдет от либерального и либертарианского пути окончательно и начнет делать то, что реально необходимо нашей стране в нынешних обстоятельствах", – выражает надежду в беседе с Накануне.RU политический консультант Анатолий Вассерман.

Однако, не стоит ждать, что та часть властных элит, которая не желает проходить по пути от либертарианства к социализму, легко отдаст инициативу. Премьер-министр Дмитрий Медведев, например, не стесняется в последнее время критиковать своего бывшего коллегу в нежелании активизировать либеральные реформы. К слову, сегодня, на открытии гайдаровского форума он раскритиковал Кремль за нерешительность в приватизации госкомпаний.


коллаж Дмитрий Медведев, Анатолий Чубайс"Мы заинтересованы в стратегических инвесторах. Конечно, продажа активов должна проводиться в благоприятных рыночных условиях, но нельзя их ждать бесконечно. Так мы вообще ничего никогда не продадим. С учетом степени готовности приватизируемых предприятий к работе в новых условиях нам нужно принимать решения", – кинул камень в кремлевский огород Медведев,попутно расхвалив "заслуги" Егора Гайдара перед российской экономикой и предложив продолжить движение по этому пути.


В то же время, подобный механизм вполне может быть своеобразной страховкой для президента, который через полгода после инаугурации заметил, что многие из его "майских" поручений либо не исполняются, либо игнорируются. Обязательство включать тезисы посланий и указы президента в документы стратегического планирования с постоянным мониторингом их исполнения вполне может стать некоторым противовесом для "чиновников-саботажников".


Впрочем, возвращаясь к законопроекту, и депутаты и эксперты высказывают недоумение тем, что в его тексте не прописан один важный момент, связанный с ответственностью за неисполнение элементов государственной стратегии планирования.


"До тех пор, пока наше государство прибегает только к уговорам, на эти уговоры мало кто будет обращать внимание. Один кнут без пряника работает плохо, но и пряник без кнута не намного лучше. Мне кажется, что за возвращением в официальный оборот понятия государственного планирования должно последовать и возвращение в оборот понятия надлежащих наказаний за неисполнение государственного плана. Пока речь идет, в основном о том, что государство должно указывать цели движения в надежде на то, что рыночные силы обеспечат продвижение к этим целям. Боюсь, что надежда на такой формат не оправдается", – уверен Вассерман.


коллаж Владимир Мау Ярослав КузьминовЧто касается стратегий планирования, то и вопрос о том, кто будет разрабатывать базовый прогноз, остается открытым. Однако крайне дико будет выглядеть, если этим займутся "проверенные эксперты" из Высшей школы экономики, которые разрабатывали "Стратегию 2020" и реформу образовательной системы, и руководству которого, наряду с несколькими десятками организаций, Медведев отменил ограничение зарплат.

 Источник: http://www.nakanune.ru/articles/17349

Пожаловаться





Теги: система государственного стратегического планирования

Нравится(+) 0 Не нравится(-)