Истинное отношение Владимира Владимировича к действующему кабмину – тайна за семью печатями. Прозвучавшие в ходе «большой пресс-конференции» 20 декабря уверения главы государства, что, дескать, работой правительства он в целом доволен (см. Справку KM.RU), вряд ли многим показались убедительными. Как-то уж больно разительно они расходятся с реальностью, в которой отношения между Кремлем и кабинетом Медведева скорее можно охарактеризовать как «худой мир».
Подтверждением этого тезиса могут служить сегодняшние слова президента, сказанные на предновогодней встрече с правительством: вы, товарищи, можете выдвигать какие угодно новые задачи и цели, но они не должны подменять собой те задачи, которые были поставлены вам главой государства. «Не может быть так, что правительство работает само по себе, а обещания, данные стране (самим Путиным в ходе предвыборной кампании. – Прим. KM.RU), – сами по себе», – заявил он. Честно говоря, очень похоже если и не на окрик, то уж на указание на то, что в Белом доме кое-кто от рук отбился, – точно.
И действительно, в Администрации Президента уже неоднократно сетовали, что с реализацией изложенных в майских президентских указах императивов возникли существенные проволочки. Некоторые из них, конечно, можно объяснить объективными причинами: например, обеспечение нуждающихся многодетных семей землей со всей инфраструктурой тормозится элементарной нехваткой свободных площадей (в Москве свободной земли как таковой, если верить правительству, нет вообще). Также есть проблема создания рынка арендного жилья: полгода – слишком малый срок для реализации столь амбициозного проекта. Но беда в том, что у возникшей волокиты с реализацией президентских указов есть и серьезная субъективная составляющая. Так, со слов сотрудника аппарата правительства, которые приводит издание «Ведомости», из-за существующей организационной и кадровой чехарды в Минрегионе и Госстрое заметно страдает качество работы по оптимизации жилищной политики и ЖКХ.
Между тем в Администрации Президента была создана отдельная рабочая группа, курирующая исполнение правительством президентских указов. Ее возглавила помощник президента Эльвира Набиуллина, которая, как сообщил изданию все тот же источник, взялась за дело жестко и спуска нерадивым ведомствам не даст. Да и сам Дмитрий Анатольевич, как заверила газету его пресс-секретарь Наталья Тимакова, либеральничать с подчиненными не склонен и запретил министерствам самовольно переносить сроки исполнения президентских поручений.
Да, боль кабмина предельно ясна: «Владимир Владимирович наобещал, а исполнять-то нам». Но господам министрам, особенно из экономического блока, никто вроде и не обещал легкой прогулки. Они, быть может, уже и сами хотели бы, чтобы президент уже отправил их куда подальше от навешанных забот. Да вот только пытка, судя по всему, затянется. Как бы ни был плох нынешний кабинет, а «скамейка запасных», видать, и того непригляднее.
В беседе с обозревателем KM.RU известный политолог, публицист и эрудит Анатолий Вассерман представил свой анализ истоков разногласий между командами Владимира Путина и Дмитрия Медведева:
– Тут действительно есть серьезные сложности. Дело в том, что российское правительство действительно исполняет далеко не все решения Владимира Владимировича Путина, но ведь и в те времена, когда он сам руководил правительством, оно также исполняло далеко не все его поручения. К сожалению, есть множество совершенно объективных препятствий эффективной деятельности правительства, и не все эти препятствия можно устранить в разумные сроки.
Но есть и другой, также очень важный фактор, о котором мне уже не раз приходилось говорить и, видимо, не раз еще придется. На протяжении нескольких поколений во всем мире существует совершенно конкретное и отчетливое противоборство двух направлений экономического развития. Условно говоря, борьба идет между производственниками и компрадорами. Производственники – те, кто зарабатывает деньги, производя нечто на принадлежащих им предприятиях. Они в конечном счете заинтересованы в развитии своей страны просто потому, что в таких условиях им значительно удобнее через различные технологические цепочки выстраивать свое дело. Более того, чем более развита страна, тем более сложные технологические цепочки можно в ней создать, развивая свое производство.
В свою очередь, компрадоры выражают готовность торговать чем угодно, вне зависимости от того, кто и где это «что угодно» произвел. Грубо говоря, компрадору все равно, везти ли нефть из Владивостока в Баку или из Баку во Владивосток – лишь бы ему за это платили. Такая позиция рано или поздно приводит к тому, что компрадор неизбежно начинает ориентироваться на упадок своей страны, что логично: пока страна сильна, спектр того, чем он может торговать, ограничен. Ведь если страна что-то успешно и в достаточном количестве производит сама, то в импорте данного продукта из-за рубежа просто не будет надобности.
Противоборство между производственниками и компрадорами наблюдается, надо сказать, по всему миру, и оно, естественно, приводит и к политическому противоборству. Так, в Соединенных Штатах Америки уже по меньшей мере последние полвека производственники традиционно группируются вокруг Республиканской партии, а компрадоры – вокруг Демократической. А на моей малой родине, Украине, производственники сейчас группируются вокруг Партии регионов и нескольких примыкающих к ней мелких партий, а компрадоры примыкают к партиям, активно засветившимся в ходе «рыжего бунта» 2004 года.
В России же производственники совершенно очевидным образом сгруппировались вокруг Владимира Владимировича Путина, а компрадоры – вокруг Дмитрия Анатольевича Медведева. Насколько я понимаю, самих Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича это изрядно огорчает, хотя бы в силу того, что еще со времен совместной работы в питерской мэрии под руководством Анатолия Александровича Собчака они накопили очень хорошие личные взаимоотношения и явно не желают их портить. Но беда в том, что вокруг них накопилось уже столько народа с такими четкими политико-экономическими ориентациями, что они уже вряд ли смогут что-то серьезно изменить в имеющемся раскладе.
Экономический блок нашего правительства еще по меньшей мере со времен Ельцина является откровенно компрадорским. Как и почему так вышло, рассуждать можно долго, но сам по себе этот факт совершенно очевиден. Такое правительство, мягко говоря, не стремится исполнять никакие решения, принятые Владимиром Путиным в рамках логики производственников. Хотя, справедливости ради отмечу, что и те решения, которые принимаются в рамках логики компрадоров, порой оказываются здравыми, содержательными и полезными. Их-то нынешнее правительство и исполняет легко, быстро и радостно.
– Надо ли понимать это так, что решение Владимира Путина касаемо обеспечения той же деофшоризации тоже будут пробуксовывать?
– Боюсь, что это решение не только не будет поддержано правительством, но оно сделает все возможное, чтобы затормозить какие бы то ни было действия по действительно объективно назревшей необходимости деофшоризации. Именно потому, что оно принято в рамках логики производственников, которым необходимо, чтобы капиталы находились у них под рукой, чтобы они могли их легко использовать в каждом новом проекте. А в рамках компрадорской логики деньги должны быть там, где в данный момент можно заработать побольше, совершенно независимо от того, что будет потом. Так что наше правительство по мере своих сил и возможностей будет откладывать на потом исполнение решения по деофшоризации. Остается лишь надеяться, что их возможности все же небезграничны.
Читать полностью:
Источник: