Запад похоронил политическую карьеру Медведева
Александр РомановПутин уже принял решение его уволить, вопрос лишь в том, когда это произойдет, пишет пресса
Слухи сопровождали Дмитрия Медведева плотным шлейфом на протяжении пяти последних лет. Сначала четыре года его президентства активно обсуждались его отношения с Путиным и выискивались малейшие признаки разлада между ними, из которых поспешно делались далеко идущие выводы. Ничто не оправдалось.
Потом, после выборов, слухи перешли в другую плоскость – скоро ли случится его отставка с должности премьера. Но если в России о ней поговорили в прошлом году, да и забыли, видя, что ничего не происходит, то до Америки слухи только добрались.
Западные журналисты, прежде декларировавшие строгую приверженность фактам, за неимением таковых стали собирать слухи, что, кстати, случается с ними все чаще. The Washington Times передает московские разговоры о будто бы готовящейся отставке Дмитрия Медведева с премьерского поста. Издание делится с читателями наблюдением, что в какой-то момент его четырехлетнего президентства закончился «политический роман» с Владимиром Путиным. В практическом плане это ознаменовалось сворачиванием новым президентом реформ предшественника, что не может не отражаться на самолюбии Медведева, подрывая его авторитет и усиливая слухи об отставке.
Острота их в России, правда, спала, но совсем ожидания отставки не исчезли. Слухи поддерживаются публичными разносами, которые Путин, в нарушение чиновной степенности, время от времени устраивает министрам медведевского правительства.
Такие действия президента способствуют тому, что в обществе формируется все более скептическое отношение к правительству. Данные социологических исследований показывают небывалый «провал надежд» населения по поводу возможностей правительства, говорит эксперт Левада-Центра Марина Красильникова в своем недавнем докладе.
Подводя основу под свои выводы, The Washington Times обращается к оценкам российских аналитиков, которые часто не выбирают выражений. Так, Андрей Петров из Московского центра Карнеги назвал премьера в политическом смысле «ходячим мертвецом». Газета вынесла хлесткую формулировку в заголовок статьи.
Другой эксперт, Андрей Пионтковский, входящий в КС оппозиции, заявляет, что Путин уже принял решение относительно Медведева, и теперь его отставка – лишь вопрос времени. Для нее выжидают подходящего момента: Медведева отправят в отставку, когда рейтинг президента в очередной раз просядет и нужно будет его чем-то радикально поднять. После такой отставки воздушный шар с надписью «Всенародное обожание» должен будет взмыть высоко в небо.
А вот эксперт варшавского аналитического Центра восточных исследований (Center for Eastern Studies) Ядвига Рогоза сделала наблюдение, что в стратегии Кремля появился новый элемент – борьба за сплочение сторонников и ослабление противников. К последним относят часть политической элиты, которая желает перемен и не совсем лояльна Путину. На ее счет существуют опасения, что в случае роста внутренней напряженности эта часть «больших мандаринов» может не поддержать президента, а, наоборот, попытается увеличить собственный политический капитал.
Запад продолжает рассматривать Медведева как «молодого лидера-реформатора», конкурирующего с консервативным курсом Путина. The Washington Times предполагает, что Путин считает реформистские идеи Медведева, которые тот продвигал во время своего президентства, катализатором волны антикремлевских протестов.
На самом же деле протесты были вызваны целым рядом причин, среди которых как ловкий кульбит в тандеме в сентябре 2011 года, так и то, что избиратели увидели, что президентом может быть не только Путин, вследствие чего многие задались вопросом: «А с какой стати ему возвращаться?»
Но это все уже позади. Теперь, полагают некоторые аналитики, устранение Медведева необходимо не само по себе, а для того, чтобы приструнить разболтавшуюся элиту – изолировать высокопоставленных сторонников политических, социальных и экономических реформ. На этом фоне наибольшие шансы стать новым премьером, полагают они, наличествуют у все того же Сергея Шойгу.
Возможно, это и так, вот только назначение Шойгу премьером выглядело бы совсем уж смешно, поскольку показало бы, что у Кремля не осталось дееспособных кадров, на которые можно было бы положиться.
Ну а поскольку насчет отставки Медведева политологи уже все решили, то начались прогнозы, какой бы она могла быть – почетной или не очень. Дмитрий Орешкин уверен, что Путин не станет публично унижать Медведева, поскольку последний фактически обеспечил ему третий президентский срок. Если он решит избавиться от нынешнего премьера, то сделает это «уважительно, с золотыми почестями».
Воспротивиться такому решению Медведев, естественно, не сможет. Разве что напомнит президенту, что еще немногим более года назад был в силах поступить с ним подобным же образом, но не поступил. Интересно, конечно, было бы узнать, возникали ли у Медведева временами такие соблазны. Но это, наверное, уже только в мемуарах, которые последуют еще не скоро.
Как бы то ни было, а имидж правительства надо спасать. Другая часть экспертов полагают, что в его падении виноват не столько президент, сколько действия самих министров, которые подотчетны только президенту и премьеру, но не общественности. Даже Дума не властна над ними.
Вследствие этого люди не понимают границ реальной власти министров, принципов разделения полномочий, источников финансирования, пишут «Ведомости». В глазах общества министерства отвечают за все, что происходит в стране, указал ректор Высшей школы экономики и член экспертного совета «открытого правительства» Ярослав Кузьминов. С ним согласен высокопоставленный чиновник Минтранса: «Если яма на проселке, виноваты правительство и Минтранс, хотя это – ответственность губернаторов и муниципалитетов».
Сомнительно, правда, чтобы верховная власть захотела поделиться контролем над министрами с кем-нибудь еще. Пока же Кузьминов предложил внедрить механизм общественного «контроля-лайт» за правительством через публичные декларации. Для его осуществления министрам и чиновникам, приравненным к ним, нужно письменно взять на себя в начале года 3-5 обязательств перед обществом, а в конце – отчитаться. Так поступают во многих странах, например, во Франции и Великобритании.
Медведев, кстати, уже начал это делать. На первом заседании своего правительства в мае 2012 года он обозначил семь целей на год и в декабре подвел итоги их исполнения. Правда, то, о чем говорилось в тех итогах, как-то сразу стерлось из народной памяти и не оставило по себе следов, которые передавались бы из уст в уста. Но, может, дальше будет лучше?
Источник: