Свадебная баня...Одним из обязательных обрядовых действий свадебного дня была баня, вернее, две бани - реальная и об


Свадебная баня...Одним из обязательных обрядовых действий свадебного дня была баня, вернее, две бани - реальная и об

Свадебная баня...

Одним из обязательных обрядовых действий свадебного дня была баня, вернее, две бани - реальная и обрядовая, т.н. «белая». Это был очистительный обряд, связанный с древними представлениями о переходе человека из одной возрастной группы в другую; посещение невестой бани не противоречило христианскому вероучению, которое требует от человека физического очищения перед принятием таинств, в том числе и таинства венчания.

Реальная баня была необходима, чтоб девушка, неделю причитавшая и «хлеставшаяся», могла привести себя в порядок. Обрядовая же баня была либо вечером этого же дня, либо утром дня венчального. Иногда обрядовой бани не было, девушки просто выходили из избы со специальным банным причетом. Чаще же всего посещение символической бани сопровождалось определенными действиями. Баня украшалась «вичками» - маленькими березовыми веточками, украшенными разноцветными лоскутками и лентами. Вички также втыкались по бокам дорожки, ведущей к бане. В некоторых губерниях (Костромской, Вологодской и др.) невесту в баню провожали торжественно, с иконами и хлебом-солью. На каменку лили мед, бросали хмель и зерно, чтоб «молодые жили в меду и богато».

Шествие девушек с невестой в баню возглавлял дружка, который читал заклинания, отпугивающие нечистую силу, размахивал кнутом и обсыпал невесту зерном, чтобы она была плодовита. Иногда вместо дружки во главе процессии шла ближайшая подруга невесты, разметая дорогу веником - «распахивая дорожку». Посмотреть на невесту собирались все односельчане. В баню вместе с невестой входили две-четыре ее подруги, остальные ожидали невесту на улице или заходили к ней по очереди.

Причитаний в бане, как правило, не было. Они начинались, когда девушки во главе с невестой пускались в обратный путь. По дороге к дому невеста благодарила «парну баенку» за то, что она «намылила, напарила в последний раз остаточной, девицей младокрасною». Однако невеста и корила баню за то, что та «смыла, спарила девью красоту, да украшеньицу».
После бани, либо в бане, проводился обряд расплетания косы и прощания с красой. Красой именовалась ленточка, вплетенная в девичью косу, символ девичества. Девушки, исполняя причеты, смысл которых сводился к прощанию с выходящей замуж подругой, расплетали невесте косу, вынимали ленту и расчесывали ей волосы. (Расчесывание заменило в России обычай, существовавший у других народов, отрезать волосы жениху и невесте. Отрезать косу славянской девушке означало нанести ей тяжкое оскорбление, потому что отрезать косу разрешалось только в жертву какому-то божеству, в других случаях отрезанная коса означала потерю невинности, или другой тяжкий грех. Лента затем дарилась невестой одной из младших родственниц или подруг.

После бани собирались подруги невесты, которые не принимали участия в банном обряде, принося свадебное вильце - наряженную ветку. Зимой - обязательно сосновую, летом - яблони, груши, вишни или черемухи. Каждую веточку вильца украшали небольшими букетами из калины, овса, полевых цветов, перевязанных шелковыми нитками и лентами. К веткам также прикрепляли небольшие восковые свечи. Иногда роль вильца выполняла небольшая елочка, которую также украшали лентами и цветами. Вошедши в дом, подружки ставили вильце в горшок и прикрепляли наверху зажженную свечу.
Пожаловаться





Теги: бани была невестой Иногда либо

Нравится(+) 0 Не нравится(-)