Былины


12:40



Былины Печоры Аудио

Былины

Былины

БЫЛИНЫ ПЕЧОРЫ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК
(Бой Ильи с сыном) былина ЕРЕМЕЙ ЧУПРОВ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК
былина (отрывок) вариант сюжета ГАВРИЛА ВОКУЕВ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК
былина (отрывок) вариант сюжета ЛЕОНТИЙ И АННАЧУПРОВЫ

ДЮК СТЕПАНОВИЧ
былина ГАВРИЛА ВОКУЕВ Былины, которые вы услышите, записаны летом 1965 года на Печоре в Усть-Цилемском районе, в селе Усть-Цильма и в деревне Боровской, расположенной в 30 км от Усть-Цильмы, на притоке Печоры, реке Пижме.

Запись произведена специальной бригадой Всесоюзной студии грамзаписи под научным руководством музыковеда Ю. Е. Красовской. Поиски сказителей и предварительная запись былин осуществ-лены Д. И. Балашовым.

Первый из сказителей, с которым вы познакомитесь,—житель деревни Боровской Еремей Провович Чупров—восьмидесяти двух летний старый охотник. Как сказитель он был известен уже давно и является едва ли не самым выдающимся исполнителем былин всего района средней Печоры. Еремей Провович поет с чрезвычайным эмоциональным подъемом.

Пение Е. П. Чупрова примечательно: это подлинно эпическая манера, с особой артикуляцией слова, ярко передающая накал страстей и величавость, свойственную эпосу. Настоящие записи знакомят с одной из интереснейших северных эпических школ— Печорской. Хотя эти записи очень поздние и, видимо, последние (у стариков-сказителей уже нет продолжателей их традиции)— перед нами полноценные былинные тексты, не искаженные, и настоящее, полноценное былинное пение, что особенно поражает, если принять во внимание преклонный возраст сказителей. Былины эти—прекрасные плоды с тысячелетнего дерева устной эпической традиции.

Конечно, до наших времен дошло уже немногое. Даже за последние 80—100 лет резко уменьшилось количество былинных напевов—в конце прошлого века их было у хороших певцов около десятка для разных былин. В глубокой древности пение былин сопровождалось игрою на гуслях, но уже давным-давно эта традиция умерла. И все же то, что дошло до нас,—это подлинное эпическое пение, донесенное народом из глубин родной истории.

Русские былины поются, как и подавляющее большинство народных эпических сказаний (кроме ирландских саг, которые, по-видимому, рассказывались особой ритмической прозой).

Пение это зафиксировано на пластинке. Излишне напоминать, что услыхать эпическое пение в наши дни уже почти невозможно. (Как пелись предания о Роланде, поэмы Гомера, Нибелунги, мы не знаем и не узнаем). Эпическое пение особое. В отличие от лирической песни, где мелодия по крайней мере столь же важна, как и слова, в эпосе напев абсолютно подчинен рассказу, повествованию. Недлинная, вариантно повторяющаяся музыкальная фраза, ряды строк, организованные в свободные периоды разной длины,—по смыслу текста,—отмечаемые легкими замедлением и паузами, чуть-чуть нарушающими плавность течения распева,—вот что такое музыкальное оформление былины. Мы не назвали, правда, еще одного, существенного, что тоже участвует в музыкальной организации эпоса: страсти и темперамента, певца, который вживается в песню-сказ, вдохновляется ею и поет с глубокой верой во все происходящее. И этого почти не передать никакому, самому хорошему профессионалу-исполнителю.

Слушая былину, надо слушать звучащее слово, следить за развитием образа. Но когда слушатель сумеет вжиться в эту безмерно далекую от нас, тысячелетней давности мелодию, когда он особым творческим усилием «вслушается» в текст, проникнет в особенную манеру былинного пения, тогда он поймет, что перед ним безусловно великое искусство, великое в абсолютном, полном и бесспорном значении этого слова, великое во всем, от общей конструкции былины до мельчайшего образа, сравнения, до каждого отдельного эпитета, который уже невозможно заменить ничем. Более того, тогда слушатель поймет, что былину именно надо слушать, ибо только в пении образный строй эпоса получает свое настоящее значение, законченную величавую полноту. Размер: 77 мб
СКАЧАТЬ с Турбобит
СКАЧАТЬ с UniBytes

Из: om-kali.com
Пожаловаться





Теги: былина пение слова, великое ИЛЬЯ

Нравится(+) 0 Не нравится(-)



УРА! СЛАВА! РОД!