Многие взрослые считают, что сказки – это просто детские сказки…Мир, созданный чьей - то фантазией и пересказанный по многу раз другими фантазерами ради развлечения детей. Но некоторые сказки могут быть иными. Вы знаете, что раньше, до 18 века, слова «сказки» не было, а использовались термины «былина» (то, что было) и «старина» - т.е. то, что происходило в старину?
В этих старых историях все может оказаться правдой.
Вспомните самые любимые сказки – и только на миг представьте, что этот мир действительно мог существовать когда-то, давным -давно. Из седой древности, упорно передаваемые из поколения в поколенье, приходят истории о людях, которые, обладая сверхспособностями, могли преодолевать огромные расстояния и попадать в другие миры, понимали животных, владели удивительными предметами и умениями, о сверхъестественных существах, живущих рядом с человеком, и о Богах.
Не знаете, какие из известных сказок самые настоящие?
Расскажу Вам три истории -сказки о том, как Русский Север, словно магнит, притягивает этнографов, историков, эзотериков и людей, которые хотят понять и научиться, быть может, тому, что умели наши предки.
Былина первая о том, почему в XIX веке искали именно на Русском Севере правдивые истории.
- Почему, почему именно здесь сохранилось столько былин? – задавались этим вопросом, начиная с конца XIX века, первооткрыватели олонецкого очага старин Рыбников и Гильфердинг.
Особая поэтическая одаренность местных жителей? Свобода и глушь края? Грамотность населения, заметно более высокая, чем в центральных районах? Отсутствие крепостного права? Слабые позиции русской православной церкви?
Ведь Русский Север в конце XIX века имел славу главного очага эпической народной поэзии. Предпринимались экспедиции за этими редкими произведениями. На Печоре, в бассейне Пинеги, Кулоя, а также на побережье Белого моря эпическая поэзия была жива.
Почему? Причину надо искать в том, что эти места еще до того, как сюда пришли новгородцы, являющиеся восточными славянами, были заселены другим этносом, а именно – северными славянами, хранителями древних знаний. Этнографы давно заметили, что небылинные регионы — центральные губернии России — к XIX в. уже на протяжении нескольких столетий были одноэтничными зонами, чисто русскими.
Новгородские (и киевские) переселенцы принесли в этот северный регион не сложившийся, а складывающийся эпос, предрасположенный к различного рода изменениям, трансформациям и заимствованиям. Былины, которые рассказывают здесь, на Севере, впитали в себя знания двух великих этносов.
Так, на берегах древнего таинственного Белого Моря, с мифической историей, уходящей вглубь тысячелетий, люди хранят родовую память, пересказывая былины и старины.
Былина вторая о том, как хранились и передавались старины.
Для народа, который жил в этой стране великих рек, могучих лесов и древних традиций, сказание старин было таким же естественным, как утренняя песня птицы. Северные крестьяне были не только земледельцами, охотниками, рыбаками - в свободное от этих работ время они "занимались мастерством, благоприятствующим сохранению эпических песен": плетением сетей, изготовлением снаряжения для охоты и рыболовства, портняжьим и сапожным мастерством, что давало им возможность часами сказывать и слушать былины.
На Европейском Севере России пение старин не было коллективным. Эпические песни знали и исполняли знатоки, которых называли "сказителями". Говорилось – старину "сказывать" или "пропевать".
Они не пелись, а исполнялись в духе речитативов. В этих лучших былинных текстах предстают люди, которые несут идею справедливости, личной свободы, общения с Богами, как с первопредками. Каждый сказитель считал себя обязанным спеть старину так, как сам ее слышал, традиционно.
А.Ф. Гильфердинг писал: - «Без веры в чудесное невозможно, чтобы продолжала жить природною, непосредственную жизнью эпическая поэзия. Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пудов или один положить на месте целое войско, - эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно - русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, кто его слушают, - безусловно верят в истину чудес, какая в былинах изображается. Слушатели воспринимают былину с той же верой в действительность того, что в ней рассказывается, как если бы дело шло о событии вчерашнего дня, правда, необыкновенном и удивительном, но, тем не менее, вполне достоверном».
Так, целый народ верил в то, что все, что рассказывается в былинах и старинах, правда. Почему же мы, современники, почти разуверились в том, что наш явный мир – только один из миров, что люди – это потомки Богов, и, вследствие этого, могут обладать чудесными силами и способностями?
Былина о том, как умирала северная сказка.
В конце XIX века просвещенная русская интеллигенция, вдруг открыла для себя дивную северную культуру, о которой знали только по отдельным эпизодам. Восторг охватил публику. А.Ф. Гильфердинг писал про Русский Север: "Крестьяне и крестьянки, поющие былины, насчитываются здесь десятками; поют и старый, и малый".
В 1895—1896 состоялись первые публичные выступления Ирины Андреевны Федосовой, родившейся и выросшей в Олонецкой губернии. Выступления в Петербурге, в Москве заставили говорить о «магической силе» ее искусства. «Слуховые записи» ее напевов сделал Н. А. Римский-Корсаков, а Ф. И. Шаляпин вспоминал: «Я слышал много рассказов, старых песен и былин и до встречи с Федосовой, но только в ее изумительной передаче мне вдруг стала понятна глубокая прелесть народного творчества. Неподражаемо прекрасно “сказывала” эта маленькая кривобокая старушка с веселым детским лицом о Змее Горыныче, Добрыне, о “его поездках молодецких”, о матери его, о любви. Предо мной воочью совершалось воскрешение прошлого, и сама Федосова была чудесна, как сказка».
Записи былинного фольклора, проведенные с середины XIX века до середины XX века, насчитывают около трех тысяч, отражают примерно 80 сюжетов. Опубликовано из них более 2000.
Но, с течением бурного и страшного XX века сказителей становилось все меньше, многие былины записывались в отрывках, особенно быстро уходили из эпической поэзии песни героического содержания.
Сказитель и сказочник Б. В. Шергин проницательно заметил: "Русский Север - это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен".
И правда состоит в том, что Борис Шергин имел право это говорить. Сам, начиная как исполнитель былин, всю оставшуюся жизнь он пытался превратить древние истории в такие сказки, которые его современники могли принять и понять. Но даже эти такие его герои, как Змея Скарапея и Ваня в пинжаке с карманами, вызывали резкую критику. В 1947 году его сказки вызвали уничижительную критику со стороны фольклористов как «грубая стилизация и извращение народной поэзии». Имя писателя было дискредитировано, а он сам обречен на десятилетнюю изоляцию от читателя.
Двери в последнее жилище северной сказки действительно закрылись.
Эпилог
Но только мы с Вами
прямо сейчас
можем вновь приоткрыть эту дверь и отправиться в путешествие по удивительной стране Северной Сказки, которая была давным – давно и остается живой в нашем с Вами воображении, в нашей родовой памяти.
Люди и Боги, Лешие и Русалки, триединые миры вновь зовут нас странствовать, побеждать, жить, любить, смеяться и быть счастливым.
И все это - на страницах книг издательства «Северная Сказка», которое совсем недавно начало издавать северные сказки в своей, оригинальной манере.
Читайте и покупайте здесь
Эти книги - для тех, кто ценит культурное наследие славян и получает удовольствие от профессионального дизайнерского оформления. Все книги написаны для современных людей, именно этим объясняются все стилизации – как практически современный язык изложения и своеобразная обработка древнейшей мезенской росписи, используемой в иллюстрациях.
rodobozhie.ucoz.ru
Пожаловаться