«Я не видел людей с более совершенными телами, чем славяне.
Они подобны пальмам, белокуры, красивы лицом и телом».
Ибн-Фадлан, арабский путешественник.
Ключом к открытию тайн воинского духа, если не мировоззрения, является познание образа жизни наших предков, их традиций и культов.
Профессиональные навыки закладывались у будущего воина уже в младенческом возрасте. В четыре года за воспитание ребенка брались «дядьки». «Дядьки» - определенная воинская структура попечительства, традиционная у руссов. Им выпадала непростая доля ответственности за обучение, которое проходило через цепочку инициаций и посвящений, вырабатывающих психологическую устойчивость молодого воина.
Преодолевая страх и скрывая эмоции, юноша доказывал свою зрелость. Затем, опираясь на нелегкую школу воинского учения и рукоять ножа, он уходил в дремучий лес за шкурой медведя. Попробуйте на минуту задуматься и представить себе во всех красках образ огромного лесного великана, ревущего перед вами. Когтистые тяжелые лапы, способные одним движением переломать ребра и разодрать тело, против одного ножа и человеческого умения.
По дошедшим поверьям, одолев разъяренного медведя, юноша превращался в воина-оборотня, как бы вбирая в себя дух убитого зверя. На шею ему вешался амулет из медвежьих когтей. Такая традиция укрепляла выдержку воина, придавая ему сильную психологическую поддержку в любой ситуации. В специфических игрищах проходило детство, закладывая несколько большее, чем просто умение, но и то, чему порой невозможно научиться - бесстрашие.
Игры в «царя горы» перерастали в стеношный бой, а далее уже в построение боевых порядков. Постепенно, от простого к сложному, от игры в снежки до увиливания от града смертоносных стрел, а от палочных драк до рубки на мечах. Попечительство «дядек» заканчивалось после посвящения учеников в профессиональные воины. Из них и состояло отборное воинство - княжеская дружина.
Походы самих славян - явление довольно редкое. Зато агрессия со стороны - практически постоянная. А исторически сложилось так, что русы были всегда вынуждены сражаться в меньшинстве. Профессиональное же войско многочисленным и не должно быть.
Поэтому дружина была вынуждена использовать любое, даже незначительное преимущество. Воины, сызмальства выросшие в этих местах, привыкли вести бой в условиях недостаточной видимости и стесненного пространства - например, в густом лесу. Отсюда и тактика боя, позволяющая вести сражение в одиночку даже в полном окружении.
Для того, чтобы ее навязать численно превосходящему противнику, необходимо было владеть особым атакующим боевым навыком, построенным на высокой двигательной активности.
Такой тактикой боя и владели малочисленные, но крепкие дружины руссов. Предания говорят, что один дружинник выходил на бой с десятью, а порой и с сотней врагов. Так ввергал в ужас захватчиков Демьян Куденевич, выезжавший один на бой даже без шлема и доспехов.
Наверное, немало страха натерпелось половецкое войско, которое он отогнал от стен Переяславля с помощью шестерых братьев.
Про богатыря Рагдая вещает Никоновская летопись: «Яко наезжаше сей на триста воин».
Евпатий Коловрат - «коло» означает круг, или вращающийся по кругу - олицетворял своим умением технику боя воина-одиночки, внедрявшегося в самую гущу врага и засекавшего всех, разбрасывая противников по кругу.
Воин, сражавшийся в одиночку, - это высшая степень воинского мастерства, имеющая свое историческое имя - борсерк (более позднее имя боярин, ярый богатырь). Для борсерка не имело значения на какое количество врагов обрушить свои мечи. Как правило, он не держал щита, а предпочитал и вторую руку занять оружием.
Как волк, бросающийся на свою добычу, борсерк набрасывался на врагов, заставляя их чувствовать себя жертвой разъяренного воина. Одетый в шкуры, он вводил себя в яростное состояние, вызывая в себе дикий рык, от которого даже лошади неприятеля переставали повиноваться всадникам.
| VK
Пожаловаться