Наши знания, откуда они?


Наши знания, откуда они?
Наши знания, откуда они?
Откуда приходят наши знания?
В начале прошлого века в Англии молочницы стали разносить по домам молоко в бутылках, закрытых картонными крышечками. Бутылки ставились под дверью, у порога. В городке Саутгемптон местные синицы быстро воспользовались этим нововведением. Они легко проклевывали крышечки и пили молоко. Скоро это «ноу-хау» переняли синицы всей Британии, а потом и большей части Европы. С началом Второй мировой войны, когда появились карточки на продовольствие, бутылки у порога молочницы уже не оставляли. И только восемь лет спустя вернулись к прежней практике доставки молока. И что же? Синицы сразу же принялись проклевывать картонные крышечки...

Морфогенные поля

Казалось бы, что в этом удивительного? А все дело в том, что продолжительность жизни синиц - в среднем три года. Значит, за восемь лет сменилось почти три поколения этих птиц. Каким же образом послевоенные синицы сразу же переняли опыт своих предков? Читать они, как известно, не умеют, да и пособий по воровству молока для них никто не составлял.

Еще один пример, теперь уже из наблюдений над людьми. Психолог из США Арденн Мальберг предложил студентам освоить две одинаковые по сложности азбуки Морзе. Секрет заключался в том, что один вариант был собственно азбукой Морзе (которой испытуемые не знали), а другой - подражанием этой азбуке, но с совсем другими соответствиями сигналов буквам. Все без исключения студенты быстрее и легче освоили общепринятую телеграфную азбуку, хотя и не знали, что именно этот вариант - первоначальный.

Для объяснения этих феноменов известный английский биолог Руперт Шелдрейк выдвинул теорию морфогенных полей. По его мнению, в мозгу человека или животного не содержится ни памяти, ни знаний. Но весь окружающий нас мир пронизывают особые морфогенные (формообразующие) поля. В них накапливаются все знания, весь опыт человечества или животных. Желая что-нибудь «вспомнить», например таблицу умножения или какие-нибудь стихи, человек автоматически настраивает свой мозг на эту задачу и получает извне нужную ему информацию.

Что легче запомнить?

На первый взгляд, теория Шелдрейка кажется нелепой и даже безумной. Но не будем торопиться с выводами. Синицы, родившиеся во второй половине 1940-х годов, не могли обладать опытом своих довоенных предков. Однако, как только вновь появились молочные бутылки, эти пичуги по всей Западной Европе сразу же стали с ними «расправляться». Даже если предположить, что в какой-то местности птицы заново открыли метод воровства молока, их знание не могло бы так быстро распространиться на огромный синичий ареал обитания. Значит, ценная для синиц информация пришла извне, она сохранилась от предков, которых птицы и в глаза не видели.
А почему студенты освоили общепринятую азбуку Морзе значительно быстрее, чем придуманный экспериментатором вариант? Видимо, в морфогенном поле этот вариант был представлен в огромном количестве, и он попросту «забил» вариант экспериментатора.

Руперт Шелдрейк подметил, что человек тем легче усваивает знания, чем большему числу людей они известны. Однажды он предложил студентам разучить два японских четверостишия в английском переводе. Первое было малоизвестным даже в Японии, а второе знал каждый японский школьник. И именно второе стихотворение английские студенты запоминали лучше всего!

Я - Рафаэль!

На протяжении многих веков ученые пытались объяснить, как получается, что человек спиной чувствует чужой взгляд. Никакого разумного объяснения этому явлению так и не нашлось, хотя каждому из нас не раз случалось испытывать это на себе. Шелдрейк утверждает, что человек чувствует не взгляд, он улавливает мысль, намерение того, кто смотрит ему в спину. А мысль эта приходит из морфогенного поля.

Теорией морфогенных полей можно объяснить и феномен предсказаний. Здесь действует, правда, несколько иная схема. Человек, составляя тот или иной прогноз, «посылает» его во всеобщее информационное поле в виде некоего «заказа», который затем возвращается (или не возвращается) в виде реально совершившегося события.

Одной девушке под гипнозом было внушено, что она - великий итальянский художник Рафаэль, живший в конце XV - начале XVI века. И девушка эта стала прилично рисовать, хотя раньше таких способностей у нее не замечалось. По всей вероятности, к ней поступила информация о человеке, который жил четыреста лет назад, и в какой-то степени передалась способность к рисованию.

Нить между хозяином и собакой

Но вернемся к животному миру. Как известно, голуби находят свою родную голубятню и за тысячу километров. Как они это делают? Долгое время считалось, что птицы хорошо запоминают топографию местности. Когда это предположение не подтвердилось, стали считать, что они ориентируются по магнитным силовым линиям Земли. Но и эта гипотеза при строгой научной проверке отпала. В литературе описаны случаи, когда голуби находили свой родной дом, даже если их голубятню размещали на корабле, плывущем в открытом море.

Давно замечено, что собака, оставленная дома, чувствует, что ее хозяин наконец-то возвращается, и усаживается у двери. Хозяин в какой-то момент может изменить свои планы, где-то задержаться; тогда собака отходит от двери, всем своим видом выражая разочарование. Конечно же, ни собачий слух, ни обоняние тут ни при чем. В данном случае для нее открывается какой-то иной канал информации.
Шелдрейк полагает, что между собакой и хозяином образуется «эластичная нить» морфогенной природы. Такая же нить образуется между голубем и его родной голубятней. И, следуя этой нити, голуби возвращаются домой.
В XVI веке борзая по кличке Цезарь добралась из Швейцарии во Францию, куда уехал ее хозяин, и нашла его, и не где-нибудь, а в Версале, в королевском дворце. А во время Первой мировой войны пес Принц в поисках своего владельца даже переплыл Ла-Манш!

Нас окружает океан информации

Биологи, изучавшие поведение лисиц, наблюдали однажды поразительную картину. Лисица-мать ушла далеко от норы, а лисята тем временем расшалились и даже выбрались наружу. Мать не могла ни слышать, ни видеть их. Тем не менее она вдруг обернулась и стала пристально смотреть в сторону норы. И этого оказалось достаточно, чтобы лисята успокоились и вновь спрятались! Обычные способы коммуникации, как и в описанных случаях с собаками, не могли иметь здесь места.
Получается так, что нас окружает океан информации. И вся проблема заключается в том, как войти в этот безбрежный информационный мир, как настроить свое «мозговое радио» на нужную волну. Казалось бы, задача эта практически неразрешима. Но сегодня мы широко пользуемся мобильными телефонами. Их теперь на планете - сотни миллионов. Однако мы находим в этом море информации единственный нужный нам номер, и нас тоже находят.

Теория морфогенных полей, казалось бы, многое объясняет в природе тех явлений, которые долгое время оставались загадкой. Однако физики пока не обнаружили этих полей. Конечно, это не.значит, что такой субстанции не существует. Значит, надо искать...

Владимир ТУГАНОВСтраница: Откуда приходят наши знания?





| VK
Пожаловаться





Теги: даже какой-то Шелдрейк вариант человек

Нравится(+) 0 Не нравится(-)