Обряд сватовства на Руси.


Обряд сватовства на Руси.
Обряд сватовства - видоизмененный обряд «купли» невесты, бытовавший у многих, в том числе у славянских, народов в древности. Об этом обычае сегодня напоминают сватовские формулы, например, «у вас товар, у нас купец», "У вас - курочка, у нас -петушок, сведем их в один хлевушок" . Более того, в некоторых областях сваты начинают свою речь с вопросов: не продается ли в доме отца невесты зерно, бычок, поросенок, а затем уже переходят к девушке.
Обычай устроения браков при помощи сватов относится к самым старым свадебным обрядам. Этим обычаем пользовались все сословия: от крестьян до князей. В летописях сохранились указания на использование этого обряда, например, при заключении брака древлянского князя Мала с княгиней Ольгой, к невесте от древлян отправлялись сваты, которые звались «людьми добрыми», «гостями добрыми». В другой летописи о свадьбе дочери великого князя Всеволода III Верхуславы с Ростиславом, сыном Рюрика Белгородского, говорится, что «князь Рюрик ... Якова-свата и бояр отпустил к Всеволоду в Суздаль с великой честью, одаривши их богато».
Изначально в роли сватов выступали старосты, выбираемые из почетных людей села или деревни, т.к. невеста «покупалась» не столько для жениха, сколько для рода. Поэтому количество сватов могло быть любым, как например в уже упомянутом случае сватовства к княгине Ольге. Позднее, когда на первый план в заключении браков вышли родители молодых, количество сватов сократилось до двух: представителей отца и матери.
В Псковской губернии в роли сватов выступали священники. После того, как родители жениха принимали решение о свадьбе, отец жениха шел к священнику, а тот уже отправлялся к родителям невесты.
Для удачного сватовства и счастливого брака важно было найти хорошего свата или сваху. Народная поговорка гласит: «Не выбирай, жених, невесты, выбери сваху». Сваты и свахи выбирались из людей женатых и замужних, холостых сватами не посылали. Сваты всегда являлись людьми расторопными, умеющими красиво и складно говорить. В одной из русских былин описывается сват князя Владимира по имени Дунай Иванович: «Говорить гораздъ-ужъ кому, какъ не ему б и посвататься". В Украине сватов называли людьми «балакучими», т.е. красиво говорящими. В России традиционно прибегали к услугам свахи, а не свата, как например в Украине и Беларуси.
Ловкость, обходительность с людьми, умение завлечь их своими речами - вот необходимые черты, которыми народ обычно наделяет хорошую сваху, что отразилось в поговорке: «на свашенькиных речах, как на санях, - хоть садись, да катись» , «Никто против свахи не соврет.» . А старание свахи преувеличить достоинства жениха и невесты и умолчать о каких-то их недостатках, выражено в поговорках: «Сваха чужие грехи на душу принимает», «Одна только сваха за чужую душу божится» .
Перед началом сватовства у наших предков сваха нередко прибегала к суеверным действиям. Так, например, в Архангельской губернии она в любое время года подходила к печи и прикладывала к ней руки. Это действие, по представлению народа, служило залогом успеха в сватовстве. Также, являясь к родителям невесты с предложением, сваха садилась на лавку таким образом, чтобы половица из-под ее ноги направлялась прямо к двери, что означало скорое оставление невестой родительского дома.
Как устроительница свадьбы, сваха считалась необходимым свадебным чином, занимавшим почетное место среди поезжан. В свадебных церемониях сваха играла значимую роль. Помимо непосредственно сватовства, она причесывала новобрачным головы, кормила их курицей, когда они приходили в спальню, осыпала молодых в спальне и церкви хмелем и житом в знак благополучия и плодородия в супружеской жизни. В древних служебниках сваха носит название «кумы» или «венчальной матери».
Сам обряд сватовства проходил следующим образом.
Самым благоприятным временем для сватовства считались вечера субботы, воскресенья, вторника и четверга. Сватам полагалось надеть на себя «добрую одежду» и подъехать к дому девушки на лошадях, запряженных в выездные сани, с колокольчиками под дугой. В некоторых селах, наоборот, сваты отправлялись в путь втайне от посторонних лиц, чтобы «не изурочили» (не сглазили) и чтобы в случае отказа «не зазорно» было возвращаться назад.
Обряд сватовства невесты сопровождался множеством магических действий, способствующих успешному разрешению дела. Сватать отправлялись после захода солнца (в этом тоже прослеживается связь с древней традицией «умыкания невесты» ). Перед выездом из дома связывали кушаком ножки стола (чтобы свадьба лучше "вязалась"). В Курской губернии связывали вместе кочергу и метлу. В некоторых местностях свата перед отъездом хлестали или забрасывали головными уборами . Летом сват, одевшись в лучшие одежды, добирался до дома невесты верхом, а зимой в хороших выходных санях, непременно покрытых рогожей. Выезжал сват через задний двор, к дому невесты ехал огородами и задворками, стараясь по дороге не останавливаться, и ни с кем не разговаривать.
Со времен похищения невест в некоторых областях (Тульской, Костромской, Вологодской и пр.) сохранился обычай запирать ворота перед сватами .
В невестиной избе свата узнавали по обрядовым действиям, различным в разных областях. Входя в дом, сват либо подходил к печи, гремел печной заслонкой, либо шатал стол, либо садился в определенном месте: под матицу - балку, связывающую стены. Матица в обрядах сватовства имела очень большое значение как связующее начало, как граница между внешним и внутренним миром. Верили, что сватовство пройдет удачно, если сват, ожидая приглашения хозяев пройти в дом, встанет под матицей или дотянется до нее рукой, сказав про себя: «Хата не наша и потолок не наш, а верх наш». Под красными окнами (лицом к двери), около двери возле кадки с питьевой водой (с приговором «Вода ваша, воля наша» ) или на лавку, стоящую вдоль половиц (см.выше). Уже по тому, куда сел незваный гость, можно было догадаться о его намерениях.
Переговоры велись с отцом невесты. Если у девушки не было отца, то со сватом беседовали старший брат или мать невесты. Явившись в дом невесты, сваты заводили с родителями разговоры о посторонних делах, а затем уже переходили непосредственно к сватовству. Улучив момент, сват или сваха обращались к хозяевам: «Пришли в гости, не гостить, а пир подымать. У вас есть товар, у нас есть купец - станем родство заводить».
Родители невесты благодарили свата за честь, ставили самовар и угощали чаем, что тоже имело свое значение, потому что напиток разливала сама невеста. В это время сват внимательно осматривал ее. (В Вологодской губернии этот момент со времен «купли невест» выглядел так: невесту осматривали, словно товар: со свечой в руках осматривали руки, шею, предлагали пройтись по комнате, чтоб оценить походку ).
Впрочем иногда девушку засватывали и в ее отсутствие, особенно если сваты хорошо знали невесту. Ее согласие на брак не требовалось, родители все решали сами.
После угощения сват приступал к самой ответственной части переговоров, в которой он славил жениха, как можно лучше рассказывая о его доме и хозяйстве, чтоб выторговать большее приданное, и старался побольше выведать о невесте.
Если жених не устраивал родителей невесты, то они отговаривались молодостью девушки («У нас - товар непродажный, не поспел еще", «Рано, девка-то молода еще: не из кута, в кут глядит.» ), ее физическими недостатками, неготовностью к свадьбе, недостаточным прида



| VK
Пожаловаться





Теги: сватовства сваха невесты сватов губернии

Нравится(+) 0 Не нравится(-)