Майи Куличкиной начался первый учебный год. Но в отличие от других детей, в школу она не пошла. На семейном совете решили: будет заниматься дома. Никаких противопоказаний по здоровью или религиозных причин нет. Тогда почему же? Об этом нам рассказала мама девочки — Мария. Она консультант по грудному вскармливанию. Ее муж — бизнесмен. Их дети — семилетняя Майя, пятилетний Климентий и двухлетний Лукиан — никогда не ходили в садик. И в школу не собираются.
— Мы за воспитание дома, потому что вся ответственность за жизнь, здоровье и развитие наших лежит только на нас, — говорит Мария. — Хотим быть рядом с ними и наблюдать за их развитием. Я не вижу причин отдавать их на воспитание чужим людям.
— А как же социализация?
— Да, это любимое слово психологов. Социализация происходит во время общения с другими людьми. Но в младших группах сада многие дети даже не умеют говорить. Домашнее воспитание не затворничество. Нашим детям хватает общения. Они ходят в гости, в кружки и секции, гуляют на улице.
— Одно дело — дошкольное образование, но совсем другое — школьная программа! Кто будет обучать дочь?
— Я. Конечно, будем привлекать репетиторов. Но пока Майя больше занимается самостоятельно. Это позволяет более прочно усвоить материал. Вот сейчас, пока мы с вами разговариваем, она пишет прописи.
ЗНАНИЯ, А НЕ ОЦЕНКИ
— Чем вас не устраивает школа?
— Современная образовательная система превратилась в оценочный аппарат. Да, она дает знания и навыки, но на первый план выходит оценка. Сейчас их ставят даже в кружках, где занимаются малыши трех лет. Из-за этого дети постоянно переживают. Но ведь оценки не главное.
— И какие преимущества у семейного образования?
— Да их много! Например, это сохранение сил, здоровья и времени как детей, так и родителей. Заниматься можно, когда вам удобно. Ребенок имеет возможность отдыхать при необходимости, а не по звонку. Он может посвящать больше времени тем предметам, которые нравятся, и тем, которые вызывают трудности. Это обучение не имеет рамок, позволяет глубже изучить любую тему. Ребенок всегда знает, что ему окажут поддержку, и не впадает в панику от того, что забыл какую-то формулу.
ЭКОНОМИМ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
— Со временем программа будет все сложнее, понадобится дорогостоящая помощь специалистов.
— Детям, которые ходят в школу, тоже часто нанимают репетиторов. Так что, я думаю, мы справимся. Любая образовательная система требует участия родителей. Дети, придя со школы, делают уроки дома. Родителям также приходится вместе с ними заново изучать материал. Среди наших знакомых есть дети, которые также обучаются на дому. Сейчас Майя не хочет в школу. Но если в старших классах у нее возникнет такое желание, мы не будем противостоять.
НАМ НЕ НУЖНЫ ЧУЖИЕ ЦЕННОСТИ
Анастасия Платонова для своих детей — Маши и Тимофея — и мама, и учитель. На семейном образовании они находятся второй год, и никто об этом не жалеет.
— У меня много претензий к школе, — делится Анастасия. — Например, я против оценок. Мои дети не знают, что это такое. Один школьный психолог сказал мне: «Дети приходят в школу разные. Задача учителей — всех уравнять, чтобы они одинаково воспринимали информаию.» А ровняют-то по самым слабым! У меня одаренный сын. В прошлом году он прошел программу и сдал аттестацию раньше сверстников. А дочка из-за проблем со здоровьем учится гораздо медленнее. Но если бы они ходили в школу, то попали бы в один класс. К тому же у детей очень гибкая психика. Пусть они лучше перенимают мои ценности, а не чужой тети.
НЕ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОБОДУ
Анастасия взяла Машеньку из московского детского дома. В шесть лет девочка вообще не говорила и всего боялась. Сегодня это веселый и способный ребенок. А 8-летний Тимофей, помимо школьной программы, углубленно изучает историю и экономику. Своим примером Анастасия вдохновляет многих мам не только в Челябинске. Она стала консультантом по семейному образованию: работает он-лайн и ездит по стране вместе с детьми.
Тим и Маша Платонова.
— Год назад на семейном образовании в Челябинской области было всего около 10 детей, а в этом — 43. Родители становятся более сознательными. Хочу поделиться с вами большой радостью: я обратилась в Министерство образования и добилась, чтобы с 2016 года южноуральским семьям, обучающим своих детей самостоятельно, предоставляли денежную компенсацию. Сейчас ее платят в Санкт-Петербурге, Ижевске и еще нескольких городах . Суммы разные: где-то шесть тысяч рублей, где-то меньше.
Государство не обязано финансировать негосударственное образование, в том числе получаемое в семье. Тем не менее, статья 43 часть 5 Конституции РФ указывает, что «Российская Федерация … поддерживает различные формы образования и самообразования». Эта поддержка может быть и финансовой. Поэтому некоторые регионы решили платить компенсацию за семейное образование. Ведь учителя получают зарплату, школы получают деньги от государства. А родители, обучающие ребенка дома, прилагают не меньшие усилия для обеспечения качественного образования детей. Чтобы купить дополнительные пособия, оплатить курсы или репетитора, дополнительная денежка не помешает.
ПЕРВЫЙ КЛАСС СТАЛ КОШМАРОМ