В фольклоре русских крестьян XVII–ХIХ в. Беловодье – чудесная страна, с богатыми землями и природой, свободная от гнета бояр и «гонителей веры», где вдали от мира живут святые праведники, где главенствует добродетель и справедливость. Попасть в эту страну могли только добродетельные люди. Ее называли «Страной справедливости и благоденствия», «Страной Запретной», «Страной Белых Вод и Высоких Гор», «Страною Светлых Духов», «Страною Живого Огня».
В славянской мифологии Беловодье помещается на Крайнем Севере, в «северных землях в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки, и эта вода бела как молоко…». Но из текста непонятно идет ли речь о том же самом Беловодье, или речь просто идет о характеристике «белых вод» на севере. В легендах северных народов IX в. говорится о священном храме, построенном «на горе, окруженной морском рукавом. Богатств, подобных тем, что там собраны, нигде нельзя найти, даже в Арабии». По мнению А. Асова этот храм бога Ямала находился на полуострове Ямал близ устья Оби и является прообразом Беловодья. Согласно славяно-арийским ведам землей Беловодье являлся остров Буян, который находился на Восточном море, на месте современной Восточной Сибири в очень древние времена. Гипотеза о северных полярных корнях Беловодья, и даже Шамбалы, продолжает разрабатываться в публикациях русских историков В. Демина и А. Асова.
Белый – священный цвет для многих народов, символизирует чистоту. Белый – не обязательно север. В символике востока, можно встретить и положение, когда белый цвет обозначал восток. В древнеиндийских пуранах есть рассказ о Швета-двипа – Белом острове, расположенном под полярной звездой на самом севере, но этот рассказ относится к более раннему времени, чем появление сведений о Шамбале. Отождествление Беловодья с Шамбалой не совсем корректно. – Если Беловодье стремились найти ради спокойной мирской жизни, то Шамбалу искали ради получения знаний и духовного просветления. Кроме того, известный миф о Беловодье возник почти на семь столетий позже первых свидетельств о Шамбале.
Очевидно, русский народ самостоятельно пришел к данной мифологеме Золотого века через более близкие и понятные ему образы. Испокон веков русские люди, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих книгочеев, проповедников и просто мечтателей, благословенная страна, сравнимая разве что с земным раем.
Наиболее известна северорусская легенда о Беловодье. Изначально традиция помещала его в районе (акватории) Ледовитого океана. Уже в «Мазуринском летописце» отмечается, что легендарные русские князья Словен и Рус, правившие задолго до Рюрика, «обладали северными землями по всему Поморью: и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды, и эта вода бела, как молоко…». «Молочный оттенок» в древнерусских записях имело все, что относилось к заснеженным просторам Ледовитого океана, который и сам в летописаниях нередко именовался Молочным.
В наиболее древних версиях старообрядческих беловодских преданий (а всего известно не менее 10 списков в трех редакциях) говорится именно о Ледовитом океане: «Также и россияне во время изменения церковного чина Никоном – патриархом московским – и древнего благочестия бежали из Соловецкой обители и прочих мест Российского государства немалое число. Отправились по Ледовитому морю на кораблях всякого звания людей, а другие и сухопутным путем и оттого наполнились те места». В другой рукописи приводятся более конкретные сведения о жителях (колонистах) Беловодья: «[Поселенцы] живут в глубине окияна-моря, место называемое Беловодие, и озер много и семьдесят островов. Острова есть по 600 верст и между их горы. А проход их был от Зосима и Савватия соловецкими кораблями через Ледское море». Впоследствии представления о местонахождении Беловодья изменились. Русские странники, жаждавшие найти Страну Счастья, искали ее и в Китае, и в Монголии, и в Тибете, и в «Опоньском государстве».
В 1893 г. появилась легенда о поисках Беловодья на востоке отцом Сергием, который был в давние времена послан великим князем Владимиром Красное Солнышко, с посольством искать Беловодье, и провел в поисках 56 лет. «Отец Сергий, желая помочь великому князю, строго постясь, молитвенно просил Всевышнего ниспослать ему откровение, какой ответ давать великому князю. На седьмую ночь, во сне, явился отцу Сергию настоятель Афонского монастыря, в котором его постригли – и напомнил ему о древнем сказании про Беловодье. Отец Сергий, пробудясь, возблагодарил Господа за дарованное откровение и ясно припомнил слышанное им от настоятеля, в бытность свою в монастыре, следующее. В глубокой древности один Византийский царь, не довольствуясь верой своей и своего народа, собрав мудрецов всей страны, просил их сказать, куда посылать посольства для выбора новой, лучшей веры. После долгих пересудов один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, – сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный – кто позван. Царю сказание понравилось и он снарядил посольство на Восток, во главе с мудрецом. Через 21 лето мудрец вернулся, но только один, все другие, уехавшие с ним, погибли.
По мере продвижения русских казаков на восток, так и не найденная земля блаженного Беловодья, смещалась в представлении русских крестьян все дальше в неосвоенные территории.
Первая документально отмеченная попытка найти Беловодье относится к 1825 году. Последняя — к разгару гражданской войны в Сибири...
Первые официальные известия о Беловодье ведут нас к началу XIX века. Все началось с того, что в Петербург из Томской губернии приехал поселянин Бобылев и донес министерству внутренних дел, что на море, в Беловодье, живут старообрядцы числом до 500 000 человек и дани никому не платят. Осели они на далеких островах Тихого океана, до которых можно было добраться, двигаясь от Бухтармы через Китай. Бобылев сообщил, что старообрядцы не прочь служить русскому царю. Министерство поверило страннику — беглых в ту пору во всех концах мира водилось немало, да еще и выдало Бобылеву на посольские расходы 150 рублей. Но он не доехал даже до сибирского генерал-губернатора и бесследно исчез.
Среди староверов существовало поверье: кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, тот найдет страну, где живут в затворничестве святые. Это и есть Беловодье-Шамбала. Вот что писал об этом русский писатель Вячеслав Шишков: «Нужно пересечь степи, горы и леса, сохраняя направление на Восток, к солнцу. Если судьба предназначила это Вам с рождения, вы увидите Беловодье. Эта страна не принадлежит никому. С незапамятных времен здесь царят истина и доброжелательность — это действительно чудесная страна».
Вскользь упомянутая в 1807 году в официальной переписке легенда о Беловодье будоражила увлекающиеся умы почти до начала XX века. Распространяли легенду в основном члены секты «бегунов», или «странников» — самого беспокойного в старообрядчестве «толка». Первые проповедники «странничества» появились в Поморье в конце XVII века. Это были соловецкие мятежники, бежавшие в леса. Позже «странники» организовали собственную общину. Основал ее беглый солдат Евфимий, собрав вокруг себя таких же, как он, отверженных — бывших солдат, крестьян и нищих.
Евфимий поучал, что сам Бог заповедал пророкам бежать из Вавилона, коим является наш погрязший в грехах мир: «невозможно одним оком зрети на небо, другим на землю». «Бегуны» скрывались от присмотра государства, не имея ни кола ни двора. В одной из старых книг об этих людях сказано так: «Ложем его будет земля, в возглавие его ляжет камень, в день холода и мраза будет ударять он во всякую дверь, ища себе убежища».
Что же искали эти вечные странники? Царство Божье на земле. «Града настоящего не имамы, а грядущего взыскуем» — такова была их первая заповедь. Именно «бегунам» пришлась по душе красивая легенда о неведомых землях и вольных островах.
Отправлявшиеся на поиски Беловодья тайно снабжались особым путеводителем — «Путешественником». Это были листки в одну-две странички, исписанные неловкой крестьянской рукой. В них содержался призыв бежать на «райские острова» и подробная, в меру того времени и для такого легендарного маршрута, инструкция о том, каким путем следует добираться до Беловодья: Казань, Екатеринбург, Тюмень, Алтайские горы, Уймон. Дальше русская земля кончалась, и через Китайское государство к берегу «окиян-моря» предстояло идти неведомыми тропами.
Существовало несколько вариантов маршрутов достижения Беловодья.
В XVIII веке появляется рукописное «Путешествие инока Марка в Опоньское царство», где он, якобы, обнаружил 179 православных церквей и среди них 40 русских. В путешествии Марка был описан путь в страну Беловодье: «От Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга, и на Тюмень, на Каменогорск, на Выборскую деревню, на Избенск, вверх по реке Катуни, на деревню Устьюбу, во оной спросить странноприимца Петра Кириллова. Около их пещер множество тайных, и мало подоле от них снеговых гор…»
Исследователи убеждены, что все списки имеют родственное происхождение — слишком схожи географические названия и ориентиры: к примеру, горы тянутся на 300 верст, а весь путь через Китай продолжается 44 дня. Совпадают и описания самой страны Белых Вод — она раскинулась на 70 островах, поросших густым лесом. « А земные плоды всякия весьма изобильны бывают; родится виноград и сорочинское (сарацинское) пшено (значит, рис) и другие сласти без числа, злата же и серебра и камения драгого и бисеру зело много, ему же несть числа, яко и умом непостижимо». Путешествующего должны были встречать благовестом без малого 170 церквей.
«Путешественник» предупреждал, что жители Беловодья «в землю свою никого не пущают». Правда, запрет относился только к злым людям — чиновникам и попам. На острове нет ни войска, ни самого государства. Здесь все живут исключительно по «божецкому закону». Это тихая крестьянская страна всего лишь с двумя городами — Скитаем и КабаномАудиозапись:
| VK
Пожаловаться