Берёза — одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В народной традиции БЕРЁЗА может выступать как «счастливое» дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших.
Поверья о полезных и вредоносных свойствах БЕРЁЗЫ сосуществуют у восточных и западных славян в одних и тех же регионах. На Мазурах и в Вармии (Польша) БЕРЁЗУ считали вместилищем духов — поэтому в нее так часто бьет молния; в других селах она оценивалась как «счастливое» дерево, приносящее здоровье и добро. В ряде случаев в Полесье запрещалось сажать БЕРЁЗУ рядом с домом, чтобы на хозяев не напали болезни, чтобы не вымерла семья (или по другим причинам — БЕРЁЗА часто «плачет»; в нее часто «бьет» гром). Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит БЕРЁЗУ во дворе, то кто-нибудь из семьи умрет. На Русском Севере место, где когда-то росли БЕРЁЗЫ, признавалось несчастливым, на нем не ставили новый дом. В районе Сольвычегодска избегали пользоваться березовыми дровами и не жгли бересту, считая, что от этого заводятся клопы.
Вместе с тем во многих местах БЕРЁЗУ специально сажали рядом с домом для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка, для защиты от молнии, для отпугивания зла и т.п. В Люблинском воеводстве БЕРЁЗА считалась деревом, приносящим удачу, по ее веткам, поставленным в воду, девушки гадали о замужестве. Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка БЕРЁЗЫ была символом здоровья хозяина и семьи. Березовые ветки втыкали в поле, чтобы получить богатый урожай злаков, льна. Березовое полено закапывали под порогом новой конюшни чтобы «велись» кони. После выпечки хлебов в печь бросали березовые поленья, чтобы «ягнята были белыми».
В народных легендах БЕРЁЗА — благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды (польское поверье) или св. Пятницу от преследований черта (русское), или, напротив, проклятое Богом дерево, прутьями которого якобы хлестали Христа (сербское).
Женская символика БЕРЁЗЫ проявляется в обрядах лечения детских болезней: например, веря в магическое исцеление, носили девочек к БЕРЁЗЕ, а мальчиков — к дубу (украинск.). В обрядовых приговорах при сватовстве БЕРЁЗА и дуб выступали как символы невесты и жениха («у вас есть береза, а у нас дуб...»). Чтобы иметь в браке больше мальчиков, чем девочек, молодая при выходе из церкви должна была взглянуть в сторону леса и сказать: «Все в лесу дубы, лишь одна береза» (гуцулы Закарпатья). В Полесье верили, что посаженная близко к дому БЕРЁЗА вызывает женские болезни у его обитательниц; что наросты на березовых стволах образуются от женских проклятий («бабских проклёнов»). В некоторых полесских селах при похоронах покрывали тело умершей женщины березовыми ветками, а тело мужчины — ветками тополя. В белорусских причитаниях умерших братьев называли «зялеными кусточками», а умерших сестер — «белыми бярезами». В свадебных и лирических песнях БЕРЁЗА — самый популярный символ девушки.
Связь БЕРЁЗЫ с нечистой силой и душами умерших тоже указывает на женскую символику: о русалках в Полесье говорили, что они «с березы спускаются» или «на березах качаются»; в русальных песнях они сидят «на белой березе», «на кривой БЕРЁЗЕ». Принадлежащими русалкам считались такие БЕРЁЗЫ, ветки которых свисали до земли; на Троицкой неделе к ним боялись приблизиться, опасаясь русалок. В Польше такие плакучие БЕРЁЗЫ, одиноко растущие в поле, назывались деревьями духов. В них якобы вселялись души умерших девушек, которые по ночам выходили из БЕРЁЗ и «затанцовывали» насмерть случайных прохожих. Согласно польским поверьям, под одиноко растущей БЕРЁЗОЙ покоится душа умершего насильственной смертью и вместо сока в ней струится кровь. Некоторые признаки необычного вида БЕРЁЗЫ (искривленная или сросшаяся с другим деревом) были для белорусов свидетельством того, что под ней погребена невинно загубленная душа. Во многих восточнославянских балладах, легендах, сказках погибшая девушка превращается в БЕРЁЗУ. Характерно, что в Костромском крае об умирающем говорили: «В березки собирается».
БЕРЁЗА часто упоминалась как атрибут нечистой силы в демонологических поверьях и быличках: рассказывали, например, что ведьма могла надоить молоко с ветвей БЕРЁЗЫ; она же летала по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке; белые кони, подаренные человеку чертом, превращались в кривые березы, а поданный чертом хлеб — в березовую кору; женщину, в которую вселился бес, во время приступа «бросало» на БЕРЁЗУ.
Широко известны у восточных славян троицкие обряды (см. Троица) с растущей или срубленной БЕРЁЗОЙ, совершаемые, как правило, девушками и женщинами. У русских в четверг перед Троицей совершался обряд «завивания березки»: девушки шли в лес, выбирали там молодую Березу и под пение обрядовых песен закручивали на дереве ветки в форме колец, связывая их своими лентами, поясами или нитками; рядом с «завитой» Березкой водили хороводы, гадали о будущем замужестве, устраивали совместное угощение.Девушки «кумились» с БЕРЁЗОЙ, просили у нее доли, умывались березовым соком для красоты и здоровья. В Костромском крае верили, что девушка, первой севшая в тени «завитой» БЕРЁЗЫ (на которой «завили» венок), выйдет замуж в текущем году.
В день Троицы вновь ходили к этому дереву, чтобы «развить», «распустить», «освободить» Березу. Наряду с этим совершались обряды и со срубленной «троицкой березкой»(которую называли в разных местах по разному —«кума», «гостейка», «семик», «куст», «баба», «красота»): деревце украшали лентами, бусами, цветами, ходили с ним по селу, а затем выносили за его пределы и там сжигали или топили(т.е. «провожали березку» или «хоронили» ее).
Крестьяне Дмитровского края (под Москвой) верили, что в березовые ветки на Троицу вселялись души умерших родственников.
Ветки БЕРЁЗЫ, особенно те, что были использованы в троицких или других календарных обрядах, расценивались в народной магии как надежный оберег. У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. С помощью веток БЕРЁЗЫ и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней, «ходячих» покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки для защиты от ведьм. У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или к колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что при битье березовым прутом заболевшего ребенка болезнь тут же отступит.
В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей БЕРЁЗЕ для «передачи» ей болезни: под БЕРЁЗУ выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. Ср. мотив угрозы по отношению к болезни в тексте русского заговора от грудной жабы: «Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило». Русские крестьяне обращались к БЕРЁЗЕ с просьбой об исцелении и при этом скручивали над больным березовые ветки, угрожая не отпускать их до тех пор, пока болезнь не отступится от человека. В Мазовии страдающий малярией должен был потрясти БЕРЁЗУ с приговором: «Тряси меня, как я тебя. а потом перестань».
| VK
Пожаловаться