," />

 
 

Сейды, мегалиты русской Арктики. Часть 1.


Вступление

Что есть сейды?

Среди доисторических памятников русского Севера и Скандинавии - петроглифов и лабиринтов, сейды остаются наименее известными и изученными. Несмотря на то, что их этнографические исследования были начаты еще в 19 веке, количество научных трудов посвященных теме сейдов можно перечислить по пальцам одной руки. На фоне многочисленных публикаций по этнографии саамов, стоянках Кольского полуострова, лабиринтах и петроглифах, странно выглядит скудость материалов по камням, тесно связанным с верованиями лопарей-саами. Сейд представляет собой большой (иногда очень большой) валун поставленный на маленькие камни-подставки, сверху большого валуна иногда положен один или несколько меньших камней, сложенных пирамидкой. В европейской части русского Севера насчитываются тысячи сейдов - ареал их распространения от северных берегов Ладожского и Онежского озер до Баренцева моря и соответствует ареалу проживания саамов в исторически обозримое время. Сотни сейдов есть в центральной и северной Норвегии, есть они в горах Швеции и тайге Финляндии. Сейды традиционно трактуются как культовые камни саами у которых те делали жертвоприношения, прося например у духов Аккуруви удачи в рыбной ловле, духов Мец успешной охоты и т.д.… Считалось, что все дарованное сейду возвратится дарителю. С приходом православия почитание сейдов и жертвоприношения мягко говоря не поощрялись, но все же дотянули вплоть до 30гг. 20 века (27).

Сейды встречающиеся в Карелии и на Кольском полуострове бывают размером от десятков сантиметров до шести метров в диаметре, соответственно весом от десятков килограмм до десятков тонн(вес сейдов рассчитывается из плотности пород, в среднем 2.4-2.7т/куб.метр). Располагаются как в таежной так и тундровой зоне, поодиночке и целыми комплексами насчитывающими сотни штук. Часто встречаются на возвышенностях, скалистых "лбах", берегах рек и озер, островах, уступах и террасах, урочищах. Кажется невероятным, но столь многочисленная и крупногабаритная часть северного исторического наследия оказалась малоисследованной, доходило до того что еще совсем недавно поставленные на опоры камни объясняли... природным происхождением - перенесением и установкой камней ледником и даже вымыванием породы. Сложно представить ледник способный в одном месте аккуратно поставить на подставки сотни камней, а прочие просто раскидать на десятки километров вокруг без всякой системы. Тому кто видел скудный почвенный покров Заполярья также покажется смешным предположение о эрозии грунта под камнями. К сожалению сейдам уделено гораздо меньше внимания, чем их соседям лабиринтам и петроглифам, хотя они его заслуживают не меньше. В отличии от каменных лабиринтов распространенных только в северной Европе и петроглифов распространенных повсеместно, сейды имеют вполне четкие, хотя и не менее непостижимые аналоги среди древнейших мегалитов мира. Древние культовые камни традиционно приписываемые саамам поражают не только количеством и размерами но и многими особенностями, которые при беглом осмотре даже не бросаются в глаза. Стоит внимательно присмотреться и непременно увидишь то искусство с которым валуны поставлены на камни-подставки, какой психологический эффект производит на смотрящего камень установленный так, что кажется он и стоять не должен до того неустойчиво установлен, но тем не менее сейды стоят уже не одну тысячу лет. Невозможно также не обратить внимание на то как окружающий ландшафт подчеркивает "избранность" камня, что камни-подставки могут быть из совершенно иной породы чем сам сейд. Какие прекрасные виды открываются с многих мест установки сейдов. Уходя с плато сейдов чувствуешь благоговение и восхищение перед разумом и мастерством древних строителей в незапамятные времена в приполярном регионе так умело поставивших столь непостижимые конструкции.

Ну и конечно каждый, кто видел в горах места скоплений сотен сейдов невольно задается вопросом: "кто, когда и зачем все это сделал?"

В данной небольшой работе, содержащей больше вопросов, чем ответов, лишь намечены некоторые возможные направления по которым придется пройти чтобы получить ответы на эти простые и в тоже время сложные вопросы.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

фото сейдов, классическое представление о предмете

Сейды, мегалиты русской Арктики. Часть 1.

Канонический лапландский сейд, камень на подставках с навершием, в данном даже проскальзывает нечто зооморфное(кстати "шапка" расположена именно на "голове" зооморфного камня)... (фото-2004)

Сейды, мегалиты русской Арктики. Часть 1.

Сейд над тундрой, строгая гармоничная постановка...

(фото-2004)

Сейды, мегалиты русской Арктики. Часть 1.

Сейд в тайге, массивный валун на маленьких подставках, на скале под углом.

Классика жанра... (фото-2004)

Культура сейдов и гиперборейская теория

Как известно регион распространения сейдов стал местом поисков следов гипотетической древнейшей цивилизации Гипербореи. Логично возникает мысль о возможном совмещении Гипербореи и культуры сейдов. Данный вопрос обладает достаточной малой фактографией и имеет довольно много пробелов в мифологической и хронологической частях, посему все построения здесь являются предположительными и гипотетическими. Рассуждения здесь нужно начать с двух точек, во-первых единственными упоминаниями о Гиперборее, как о развитой цивилизации Севера являются греческие упоминания времен античности и индо-иранские писания Веды и Авеста, более древнего времени, во вторых - геологический факт существования ледникового периода. Греческие географы упоминают Гиперборею в образе некой страны блаженных мудрецов, родины Аполлона и т.п., то есть понятиями принятыми в античном мире, и вполне могущими соответствовать конкретной, но слегка приукрашенной стране, писания индо-иранцев повествуют о родине ариев, широтные условия которой соответствуют полярному региону, а Авеста прямо упоминает приход суровых зим заставивших предков индоевропейцев покинуть свою родину (3). С современными геологическими данными это совпадает четко и является мифологическим отражением наступление ледникового периода в циркумполярной области. Но сейчас наступление последнего ледникового периода датируется примерно 30тыс. до н.э. (4) а окончание 10-12 тыс. до н.э. понятно что под подвижным ледниковым панцирем в течении 20тысяч лет сейды сохранится не могли, следовательно говорить о их соответствии древней прародине ариев нельзя. Другой вопрос, что греки вполне могли назвать культуру сейдов Гипербореей, но к прародине и древнейшей развитой цивилизации это не имеет никакого отношения, даже на уровне прямой преемственности. Если принять за истину предположение о заимствовании культуры сейдов с западноевропейских дольменов, то идеализированный пассаж греческих авторов вполне логичен, так как к моменту упоминаний о Гиперборее в регионе известном грекам период мегалитостроения закончился, а в мифологии прошлое представлялось в виде "золотого века", то совершенно легко можно представить как модифицированные остатки этой культуры существующие в далекой северной стране могли приобрести черты "райских земель" (в т.ч. 15). К тому же в греческих писаниях нет таких прямых упоминаний как в индо-иранских о полярной Родине, следовательно, скорее всего они могли именовать Гипербореей именно мегалитостроителей Заполярья, а легенда о родине Аполлона могла являться отголоском общеиндоевропейских представлений о северной прародине (5).

Можно было бы промежуточное пост-ледниковое потепление (16,25) считать периодом "северной жизни" индоевропейцев, но тогда почему мигрировавшие арии не унаследовали свой, предположительно, важнейший атрибут - культ сейдов? Если предположить, что этот культ трансформировался в культуры дольменов, то и это не прояснит картину, у многих индоевропейских народов Европы мегалиты ассоциируются с мифологическими народами-предшественниками а не предками, а например присутствие Ариев в ранний период расселения в Корее и Канаде более чем спорно. Миграцию можно объяснить желанием жрецов сохранить культуру, так как оставшись жить в условиях борьбы за выживание в суровом климате люди вполне могли придти к деградации и тому первобытно-общинному уровню с которым пришли к 20-му веку северные народы. В этом есть явное противоречие - согласно исследованию Б.Г. Тилака Веды написаны не позднее 5тыс. до н.э. Авеста еще древнее, правда насколько не уточняется, но получается, что "исход", из-за наступления лютой зимы, произошел в то время, когда по данным палеоклиматологии был наиболее теплый период(!) и продолжался еще не одну тысячу лет. Выходит, часть населения циркумполярного региона мигрировала на юг, из-за того что "мир уничтожают зимы и сильный суровый мороз" (24), а часть благополучно осталась достраивать свои мегалиты. Кроме того еще один момент Авесты указывает на то что эта лютая зима была именно ледниковым периодом:"... до этой зимы у страны были богатые пастбища, её затопит обильная вода после таяния снега и там о Йима явится для телесного мира озеро, где теперь видны следы мелкого скота" (Видевдат, миф о Йиме перевод К.Г. Залемана). Как известно не всякая холодная зима или даже столетнее похолодание климата способствует образованию озер, а озера послеледникового происхождения широко известны в северном полушарии. Сложно представить чтобы в писании пережившем тысячелетия упоминались какие-либо небольшие локальные водоемы от растаявшего зимнего снега.

Здесь же правомочно спросить, на каком основании данные индоиранских писаний реально соотнести к европейскому северу? Увы прямых указаний нет и даже наличие индийских корней в северо-русских названиях не может являться бесспорным доказательством по одной простой причине - этот регион был освоен русскими в очень давние времена и в отличии от более южных районов, был менее всего подвержен влиянию народов других, в первую очередь тюркских этнических групп. Вполне логично, что именно на русском севере лучше всего сохранились в русском языке и орнаментах признаки родства с индийцами, общие индоевропейские корни. Подобным образом, глядя на карту можно сказать, что и древнейшее население северной Америки было англоязычным, т.к. большинство современных названий в американской глубинке также имеют английские корни. Единственным указанием косвенно может являться описание Авесты периода расселения ариев в циркумполярном регионе. Как известно многое в Ведах и Авесте указывает на изначальное существование предков индоевропейцев в полярном регионе это и "путь солнца" и год, поделенный на ночь-день и десятимесячный "летний" календарь и многое другое собранное и проанализированное в замечательном труде Б.Г. Тилака "Арктическая родина в Ведах". Авеста же содержит прямое упоминание о перенаселенности полярного региона и расселении части народа в южном направлении еще до наступления ледника: "наполнилась эта земля животными и скотом, и людьми, и псами, и птицами и огнями красными пылающими. Не находили себе место животные, скот и люди. и Йима выступил к светилам навстречу пути Солнца... и Йима раздвинул эту землю на одну треть больше того чем она была, там нашли себе обиталище животные, скот и люди, по своему удовольствию и желанию..." (24). Учитывая многочисленность древних индоевропейцев(как по писаниям так и по ареалу их дальнейшего расселения в Азии) логично предположить что и европейский север мог входить в число мест заселенных народом Йимы в доледниковую эпоху. НО с таким же успехом могли входить и Таймыр и Чукотка и Аляска.

В целом, учитывая все приведенные здесь факты говорить о тождественности культуры сейдов и Гипербореи, как прародины индоевропейских народов нельзя, скорее всего это совершенно разные исторически и культурно традиции, существовавшие в разные эпохи на территории одного региона.

"Каменная экспансия" с севера?

Сходство с более поздними памятниками Ленинградской области, Карелии, Исландии.

У заполярных мегалитов существует не только сходство с далекими дольменами Европы, Африки и северной Америки, но и не менее интригующие ближние аналогии. Ареал распространения одиночных простейших сейдов заканчивается примерно на широте Ладожского и Онежского озер(хотя нечто сейдоподобное есть и на Валдае). Но сравнение других каменных конструкций позволяет выявить многочисленные пересечения. Так, например квадратные очажные кладки известны в Карелии включая карельский перешеек, каменные курганы широко распространены по всему северо-западу включая Прибалтику, прямоугольные платформы южной части Кольского полуострова кладкой стенок аналогичны расположенным на острове Эссари в Финском заливе. Между этими памятниками более тысячи километров и вероятно более тысячи лет. Несомненно это свидетельствует о сходных религиозных представлениях различных финно-угорских народов, а возможно связано и с местными природными условиями справления культов. Но здесь природный фактор не позволяет играть главной роли, если например в условиях горной местности древние покойников хоронили в пещерах как в Старом так и в Новом Свете, потому что больше было негде и это вытекало не из заимствования а насущной необходимости, то здесь принцип аналогичности природных условий не срабатывает - условия тундры и лесов северо-западного региона различны и более вероятно можно говорить о заимствовании религиозных представлений. Также есть еще один нюанс который в сравнении с прочими историческими памятниками позволяет предположить, что влияние этого представления шло с севера. Как известного самые крупные мегалитические постройки расположенные в смежных регионах являются самими древними, настолько древними что их создание окутано туманом легенд и вымыслов. Всем известные примеры - египетские пирамиды Гизы гораздо крупнее последующих, менгиры и дольмены наиболее крупные тоже более древни, процесс оптимизации и упрощения можно наблюдать практически везде. Из этого следует два вывода - либо создание шло от увиденного и более авторитетного образца, либо размеры изменялись техническими причинами-возможностями. Подобным образом и северные конструкции оказываются более массивными чем расположенные южнее. Так прямоугольные кладки южной части Кольского полуострова имеют размеры 2х4 и 1х5х6 м, подобные на острове Эссари всего 1х2 м. (на карте синяя линия 1), квадратные очажные кладки северной части Заполярья имеют размер в пределах 40х30 см. и выложены валунами до 30 кг. весом, а расположенные на карельском перешейке - 15х24 см. и образованы камнями по 2-4 кг (на карте синяя линия 2). Если подобные карельские объекты датируются железным веком-ранним средневековьем, в пределах 7-10 вв., то до этого периода произошло заимствование обычая у более северных жителей. Но параллели среди памятников описанными категориями не заканчиваютя. На островах Кемских шхер в Белом море располагаются ровесники лабиринтов мегалиты условно именуемые "столы" (на карте синяя линия 3). Столы представляют собой положенный в центре камень, плоской поверхностью вверх в окружении других камней (сидений) (41).

Сейды, мегалиты русской Арктики. Часть 1.

Комментарии к карте

Синие отметки - самые южные зафиксированные одиночные сейды.

Красные пятиугольники - крупные скопления сейдов.

Синии линии связывают точки распространения аналогичных конструкций:

  • платформ(1)
  • четырехугольных "жертвенников"(2)
  • каменных кладок на валунах
  • "мегалитов-столов", плоских камней в обрамлении валунов (3)

Подобные же "столы" и также на островах есть на Ладожском озере(остров Линасаари) и Финском заливе на острове Эссари. Причем на Эссари "стол" представляет собой внушительных размеров камень с плоским верхом в обрамлении крупных валунов, а рядом на берегу у деревни Большое Поле есть небольшой "стол", также положен плоский валун в неравномерном окружении "трех стоячих". Плоские камни встречаются на и средневековых холмах-могильниках, например в Лужском районе Ленинградской области у деревни Новоселье, то что камень имел некое ритуальное значение подчеркивает умышленный забитый камнями раскол(разрушение языческих камней характерный признак насаждения православия на северо-западе России в 16веке.). Плоский камень, с чашечными метками на поверхности, есть недалеко от знаменитой сопки Шум-горы, в Новгородской области и также расположен среди захоронений - курганов.

Кроме каменных аналогий и летописных упоминаний лопи, намек на возможную культурно-религиозную экспансию с севера содержит и наличие вепсских колдунов, также как и саами именуемых нойдами(39 - другие народы финно-угорской группы также именовали шаманов схожими названиями, но у саами и вепсов они идентичны). О том каким образом это могло произойти можно только догадываться - возможно миграцией народов с севера или заимствованием традиций в 1т.до н.э. -1тыс. н.э. Конечно, финно-угры двигались наоборот на север, но мегалитические конструкции подсказывают иное направление, от крупного к мелкому - с севера к югу. Возможно, саами обнаружив остатки некоей доисторической культуры переняли их, впоследствии распространив традицию южнее?

Интересные конструкции известны в Исландии (2). Из истории известно, что первыми поселенцами острова гейзеров и вулканов были викинги раннего средневековья, до них остров посещали ирландские монахи. О более ранних возможных обитателях сведений никаких нет, но зато здесь есть сотни если не тысячи небольших каменных пирамидок или просто конструкции из камня поставленного на камень. Современная трактовка этих объектов: камень на камень ставили викинги прося духов об удаче уходя в походы. Существуют целые поля таких каменных пирамидок, видимо бывшие своеобразными "площадками" где отряды скандинавов молились перед долгими и опасными плаваниями(?). В некоторых случаях камни ставились довольно крупные, что заставляет усомнится в верности этой версии(например вряд ли десяток человек решил бы отблагодарить авансом духов ставя один здоровый валун, когда рядом все ставят маленькие пирамидки). Здесь возможно два объяснения - скандинавы заселив Исландию уже застали там некоторое количество подобных конструкций(вероятно наиболее крупных) придали своё объяснение этим памятникам и продолжили возведение. Второе предположение: викинги заимствовали обычай ставить камень на камень встретив сейды Фенноскандии, упростив и трактовав по-своему, занесли в Исландию.

Источник


rodobozhie.ucoz.ru
Пожаловаться





Теги: Сейды, мегалиты, русской, Арктики

Нравится(+) 0 Не нравится(-)