С эпохой «перестройки и гласности» в нашей стране стал наблюдаться небывалый рост интереса к истории. Что подвигло людей, ранее вполне обходившихся школьным курсом истории, читать труды Карамзина и Ключевского? Чем вызван неподдельный интерес к этой науке? Ответ на этот вопрос может лежать только в той плоскости, что окончательно запутавшись в кровавых проблемах XX века народ лихорадочно стал искать пути выхода, обратился к истории за аналогиями.
Но есть и еще одна сторона этого неподдельного интереса к истории. Начавший в конце XX века новый передел границ в Европы воскресил, казалось уже забытые территориальные претензии различных народов друг к другу. Наиболее остро эти проблемы проявились в славянских странах. Появились мигранты и эмигранты. сь деление на коренные и некоренные народы.
Как тут не вспомнить Косовскую проблему в Сербии. Ведь одним из аргументов албанцев в их претензиях на этот сербский край является тот, что именно албанцы являются автохтонами на Балканском полуострове, а славяне народ пришлый. Вновь воскресли претензии, в определенных кругах Германии, на славянские земли в нынешних Польше и Чехии. А та же Восточная Пруссия, немецкая или славянская земля? А чей город Нарва, основанный славянами и носивший несколько веков славянское имя Ругодив? А северное Причерноморье чья земля? Турков, татар или славян? И так далее до бесконечности.
Лишь слегка прикоснувшись к этой науке, оказалось, что история не так проста, как казалось в школе. Даже о происхождении русского народа, его культуры и государства существует целый ряд теорий, подчас полностью противоречащих одна другой. Это касается и самого этнического имени «Русь».
Теме древней Руси (именно древней, а не средневековой) посвящено значительное количество работ опубликованных в последнее время. Хорошо известно, что выбрать из огромной массы событий свершившихся за тысячелетия можно факты на любой вкус. И так скомпоновать их, конечно, замалчивая при этом «неудобные», что удастся доказать практически любую теорию. Было бы желание.
Достоверные сведения о славянах историческая наука имеет лишь с V - VI веков н. э. Более ранняя же их история весьма туманна. Среди историков нет единства по вопросу об этногенезе славянства. Одни считают необходимым все племена, когда-либо обитавшие на территории между Дунаем, Днепром и Вислой, зачислять в предков славян, и являются сторонниками раннего зарождения славянского этноса. В частности академик Б.А. Рыбаков ведет его историю с XV века до н. э. Это, так называемая, «автохтонная» (аборигенная) теория.
Другие полагают, что славянская общность, напротив, имеет весьма позднее происхождение, относящееся лишь к середине первого тысячелетия н. э. Наконец, третьи пытаются понять процесс происхождения славян через их взаимодействие с другими этническими группами, приходя к выводу, что славянство складывается в самостоятельный этнос в результате достаточно длительного процесса взаимных воздействий множества самых различных народов весьма обширных пространств Европы.
Существуют и более экзотические теории происхождения славянского племени в целом и русского народа в частности. Есть даже теория, согласно которой первый период истории русского народа начинается в «незапамятные времена», а второй - с третьего миллиона лет до н. э. (1)
«Часто приходится слышать совет не «удревнять» историю славян. А собственно - почему? Особенно если учесть, что материалы языка до письменного периода ярко говорят об очень древней славяно-арийской близости именно на наших землях» (2)
И если не «удревнять», то кто, какие этносы создавали в течении ряда тысячелетий, истекших до нашей эры, на широчайших пространствах Восточной Европы те культурно-исторические общности, признаваемые генетически связанными, которые вошли в историю (и в частности в археологию) под названиями ямной и срубной? Кто создавал здесь тончайшие и многообразные каменные орудия неолита и развивал пастушеское и земледельческое хозяйство? Кто развивал в IV-I тыс. до н. э. индустрию меди, бронзы, а затем и железа? Кто разводил коней, ковал разнообразное оружие и делал колесницы? Удивительны эти разговоры об «удревнении», особенно, если принимать во внимание утверждения археологов о культовом единстве племен Восточной Европы уже в древнейшею ямную эпоху и последующую срубную. Ведь такое единство говорит прежде всего об умении племен этих земель поддерживать взаимные культурно-хозяйственные связи, для чего следовало иметь достаточно высокоразвитые и культуру и хозяйство.
Вопрос о происхождении славян считается одним из основных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Парадоксально, но у этого, одного из самых многочисленных народов на Земле, до сих пор однозначно не обнаружена прародина. Одна из причин этого отсутствие сколько-нибудь полноценных письменных источников о славянах до середины VI века н. э.
http://www.newimperia.ru/magazine/article/sluchaen-li-interes-k-drevney-istorii-slavyan/
Пожаловаться