Всмотритесь в экран вашего устройства и мысленно проведите одно-два действия.






БЕЛОЯР пишет:
Всмотритесь в экран вашего устройства и мысленно проведите одно-два действия.
Для начала - эксперимент.

Всмотритесь в экран вашего устройства и мысленно проведите одно-два действия. А теперь резко переведите взгляд в окно и посмотрите куда-нибудь вдаль, над верхушками деревьев и крышами домов...

И тут же отследите, что произошло с глазами. Сразу скажу, они расслабились, и зрение стало слегка рассеянным. А теперь снова вернитесь к своему экрану и быстро проделайте те же мысленные действия. Что с глазами? Они словно собрались для этой работы. Повторите-ка эту игрушку несколько раз, чтобы накопить материал наблюдений.

А теперь зададимся вопросом: а какова природа этого "собирания" глаз" Что значит "глаза собрались" и "зрение стало рассеянным"? Иначе говоря, какова природа воздействия машинного интерфейса на человека?

Психофизиология отвечает однозначно: это связано с напряжением мышц, управляющих глазными яблоками. Но для того, чтобы это понять, никакой психофизиологии не нужно, достаточно понаблюдать за собой, и вы почувствуете. И даже увидите.

Всмотритесь вдаль, позвольте зрению рассеяться, потом резко окунитесь в программный интерфейс и быстро проделайте несколько действий. А теперь, сохраняя состояние лица неизменным, доберитесь до зеркала и, глядя в него, расслабьтесь. И вы тут же заметите, что ваше лицо изменилось. Это значит, что работая в сложном режиме даже привычного интерфейса, вы, чтобы удержать зрение и внимание собранным, как минимум хмурите брови и собираете складки вокруг глаз, как это делают близорукие люди, вглядываясь.

Машинные интерфейсы компьютера делают человечество близоруким!

Более того, если вы проделаете упражнение с зеркалом несколько раз, вы вдруг заметите, что ваше лицо распускается, когда вы расслабляетесь. Это значит, что напряжения, необходимые для собранного зрения, без которого с интерфейсом не поработаешь, охватывают гораздо больший объем мышц, чем можно предположить. Вот тут-то и кроется ответ на вопрос о природе воздействия табличного интерфейса на человеческое сознание. Чтобы управлять вниманием, мы должны управлять восприятием, а оно управляется мышечным воздействием на органы восприятия.

Так какой же объем мышц участвует в этом воздействии? А давайте подумаем. Взрослый человек, как это общеизвестно, примерно, на 75% является жидким, ребенок на 95-97%. Остальное - опорный аппарат. А где хранятся эти жидкости? Да, в основном, в тех же мышцах. И уж если говорить о них, то можно считать, что мышечные ткани - это жидкость почти на 100%.

А теперь представьте себе большой кожаный мешок с глазами, наполненный жидкостью. Попробуйте подавить ему возле глаз. Произошло изменение. Давление передалось внутрь мешка. Как далеко оно распространилось от глаз? Как по-вашему?

Вот так же точно и напряжения, которыми мы регулируем зрение, передаются на все мышцы тела, хотим мы того или не хотим. И это так привычно, что никто не замечает. А значит и не учитывает. В том числе и при создании интерфейсов. Можно и не учитывать, но избавиться от этого закона природы не удается. И он отражается во всех наших произведениях, в частности, в компьютерных интерфейсах. Как? Это следующий разговор. Но сразу скажу: не слишком хорошо! Раз родившись, любое явление, связанное с сознанием, начинает поддерживать свою жизнь. Это так и называется - инерция жизни в псевдоживых сущностях и явлениях. Как смерч, к примеру, который рождается, живет и медленно умирает, точно как живое существо. И никогда не обрывается просто посередине своего движения.

Проявлением подобной инерции в интерфейсах, например, может считаться тяга программистов писать все свои тексты самыми мелкими шрифтами, которые не рассмотреть на экране, иначе как засунув голову в монитор. Это не программисты, это сам старый подход к созданию интерфейсов как зон машинного взаимодействия заставляет людей служить себе и делает их частями машины. Иначе говоря, это псевдоживое существо само проводит над нами эксперименты и пытается срастить человека с машиной. Ему это выгодно, потому что с добавлением к себе биологических придатков Машина становится все более живой. А с помощью сети рождается огромное суперсущество - Машинный Бог, Киборг, состоящий из множества человеко-компьютеров. И это не просто сообщество, вроде муравейника, это что-то небывалое, потому что связано сетью. По сути, вопрос о психологии внимания и напряжений при работе с интерфейсами оказывается вопросом о свободе человека и вообще о его будущем существовании как вида.

Оригинал в книге Ивана Скомороха "Теория компьютерных презентаций".





|
Пожаловаться





Теги: эксперимент

Нравится(+) 0 Не нравится(-)