Музыка казаков – некрасовцев.






Дети Земли РУССКОЙ пишет:
Музыка казаков – некрасовцев.
Музыка казаков – некрасовцев.
Антология народной музыки.
Душа народа

Сложная историческая судьба выпала на долю казаков – некрасовцев – старообрядческой общины, покинувшей Россию в начале ХVIII в. После обострившегося религиозного конфликта и поражения крестьянского восстания на Дону в 1707-1709 гг. казаки во главе с Игнатом Некрасовым ушли на Кубань (находившуюся под турецким владычеством), затем на Дунай и в Малую Азию. На чужбине формировались идеалы общины, пронесённые сквозь историю как заветы Игната Некрасова. И главный из них – вернуться в Россию, но Россию без царя. По имени Некрасова они стали величать себя казаками – некрасовцами, стремясь жить в равенстве и справедливости. Кульминацией духовной жизни общины стало возвращение в Россию после длительных переговоров с Советским правительством. Казакам предложили поселиться на Ставрополье, в Левокумском районе, куда в сентябре 1962 года из села Коджагель прибыла тысяча человек (215 семей).

Более двух веков живя на территории, открытой для многих национальностей, проникаясь духом и культурой разных народов, казаки оставались последователями старой веры, сохраняли старорусскую речь и песенный фольклор. Однако в быту – своеобразном и полнокровном – ощутимо влияние различных национальностей, с которыми пересекались их пути на чужбине. Таково общение между собой на турецком языке, привычка сидеть, поджав ноги, пить кофе. Казаки помнят и хранят не только русский музыкальный фольклор, но и музыку других народов, например, турок и греков.

Некрасовское пение – это хоровое одноголосие, гетерофония: женские голоса звучат в одном регистре с мужскими, будто узорочьем вьются вокруг оси напева; они не контрастируют, а звуковой рельеф отличается монолитностью, которую усиливает единовременная пульсация слов, присущая древнему многоголосию. Запев и хоровой подхват почти не противопоставлены друг другу, что мало характерно для русского народного музицирования.

Особенностью традиции является сохранность эпических жанров – былин («Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец на корабле») и исторических песен («По синей–то море плывёт корабль», «Из-под Шам – горы было из-под камушка»). Без былин не обходится ни одно многолюдное гулянье, ни одна свадьба. И звучат они не как древнее повествование, а как рассказ о своих странствиях и судьбах. Такова, к примеру, былина о Садко – «Ой, у молодца голова болит», о Добрыне и Маринке – «Заиграю, заиграю, сам да заплачу».

Ещё один эпический жанр местной традиции – духовные стихи, в которых нашёл своё выражение опыт приобщения к христианству в повседневном быту, вне церкви. Архаический стих о Фёдоре Тироне – «Как звонили звоны звонские», в исполнении А. Рамзаевой и М. Елесютиковой, - напоминает былинный стих о Егории Храбром.

Жанровая основа традиции казаков – некрасовцев – песенная лирика, которую отличает богатый мелос («Грушица»). Наряду с малоизвестными по сюжетам песнями, бытующими в некрасовской среде. Представлены и популярные в русском фольклоре сюжеты, знакомые по классическим сборникам («Ты цвет, ты мой цвет, цвет»).

Хороводные (карагодные) песни приурочены к календарному периоду от Крещения до Масленицы. Карагод, собиравший всё село, представлял собой многочасовое шествие по солнцу. С медленными, удивительными по красоте распевами («Уж ты, девица – душа, уродилася да хороша») перемежались более подвижные крыловые песни: название им дала хореографическая форма воротца, именуемая крылом («Хожу я, хожу я по зелёной травке»).

Редкие образцы мужского ансамблевого пения зафиксированы в последние годы («Что при вышнем было при высоком было при кургане»), они стали результатом внимания к некрасовцам со стороны молодёжных фольклорных ансамблей. Как самостоятельная, мужская певческая традиция сохраняется ныне в религиозном старообрядческом обиходе.

Богатство тембровых красок присуще некрасовским мастерам: Семёну Милушкину, Анне Рамзаевой, Марии Елесютиковой, Елене Гулиной, Анне Чернышовой и др. Особенно самобытен исполнительский стиль одной из выдающихся певиц России Анастасии Никулушкиной. В нём превалируют черты, более близкие восточной манере интонирования с её «цветистостью» и обилием мелизматики. Никулушкиной не было равных в исполнении турецких песен, которые она хорошо знала.
У некрасовцев популярны турецкие лирические, шуточные песни и припевки. Они заимствовались на ярмарках и в тавернах. Но, исполняя чужие напевы, казаки по-русски растягивают гласные, постепенно завышая мелодию, что вовсе не свойственно турецкому пению. Подобная новизна звучания очень привлекала турок, которым нравилось слушать свои напевы в исполнении некрасовцев.

Среди различных заимствований есть и вошедшая в казачий быт губная гармошка (губнушка, музычка). Она была занесена в Турцию итальянцами или немцами, с которыми Турция после Первой мировой войны имела хорошие отношения. Однако исполнение на губной гармошке у некрасовцев своеобразно: плясовые наигрыши по-восточному гибки, пластичны, да и названия их характерны – «Измирская», «Черкесская», «Казачья»…

Не только музыка, но также традиционная одежда, убранство дома и многие обрядовые атрибуты несут сплав разнородных пластов культуры, что и отличает уникальную этническую общность казаков – некрасовцев.Аудиозапись: Казаки – некрасовцы, Фольклорные ансамбли Ставропольского края - Хожу я, хожу я по зеленой травке (Карагод) (04:12)Аудиозапись: Казаки – некрасовцы, Фольклорные ансамбли Ставропольского края - Уж ты, девица – душа, уродилася да хороша (Карагод) (03:24)Аудиозапись: Казаки – некрасовцы, Фольклорные ансамбли Ставропольского края - Как по нашей деревне во Майносской во селе (Карагод) (02:12)Аудиозапись: Казаки – некрасовцы, Фольклорные ансамбли Ставропольского края - По синей – то море плывет корабль (Историческая) (04:34)Аудиозапись: Казаки – некрасовцы, Фольклорные ансамбли Ставропольского края - Из-под Шам – горы было из-под камушка (Историческая) (03:44)Аудиозапись: Казаки – некрасовцы, Фольклорные ансамбли Ставропольского края - Что при вышнем было при высоком было при кургане (Лирическая) (04:14)Аудиозапись: Казаки – некрасовцы, Фольклорные ансамбли Ставропольского края - Грушица (Лирическая) (01:50)Аудиозапись: Казаки – некрасовцы, Фольклорные ансамбли Ставропольского края - Ты цвет, ты мой цвет, цвет (Лирическая) (03:15)Аудиозапись: Е. Гулина. - Княгиня по сенюшкам похаживала (Былина «Алеша Попович и Тугарин Змей») (05:05)





|
Пожаловаться





Теги: Музыка казаков

Нравится(+) 0 Не нравится(-)