Музей быта славян.


Музей быта славян.

Музей быта славян.

Музей быта славян.

Музей быта славян.

Музей быта славян.

МУЗЕЙ СЕМЬИ РУСИЧА

Об особенностях музея рассказывает его создатель, кандидат исторических наук П.Н. Травкин.

Главное, к чему мы стремились при создании Музея древнерусской семьи – показать жизнь наших предков наглядно и правдиво. И для того, чтобы это музей появился на свет, пришлось долго и хорошо потрудиться. В его основу легли результаты 20 лет археологических раскопок в Плёсе, который на сегодняшний день может считаться самым хорошо сохранившимся провинциальным городом домонгольской Руси. А потому у средневековой усадьбы, которую мы восстановили по данным археологии, есть совершенно конкретный адрес и дата: улица ювелиров плёсского посада, что сгорела во время ордынского нашествия в феврале 1238 года. И если мы предлагаем нашим гостям, например, подержать в руках однолезвийный меч “финского типа”, то он, этот меч, представляет собой максимально точное повторение конкретной археологической находки с той самой улицы ювелиров. И ювелирные изделия в мастерской на нашей усадьбе такие, ие производили в XII-XIII веках ювелиры Плёса и ие носили горожане того времени. И детские игрушки того времени, и сковородка, и прялка. Мы исповедуем достоверность, поскольку, во-первых, уважаем наших посетителей, а во-вторых, уважаем себя.

При этом наш музей, в некоторой степени, универсален. Раскопки в Костроме, Ярославле, Владимире, показывают много общего, что было в жизни малых городов упомянутой эпохи. Просто – так получилось – домонгольский Плёс сохранился лучше и оказался на сегодняшний день лучше изучен. Поэтому для школьников, которые приезжают к нам и из Костромы, и из Ярославля, экскурсия в Музей древнерусской семьи просто становится уроком краеведения (судя по отзывам, не самым скучным). Ну, а уроки “москвоведения” для юных жителей столицы… – мы напоминаем им, что Плёс и Москва, пограничные городки Ростово-Суздальской Руси, были созданы одним и тем же князем, примерно в одно время. И добровольцы-колонисты для новых поселений набирались, скорее всего, из одного и того же Ростова.

Москвичи у нас – частые гости. Они и в раскопках неизменно участвовали каждый полевой сезон. Они же стали первыми участниками нашей “Программы выездных учебных дней в Плёсе”. Что же до “средневековых” мастер-классов и экспериментальных программ, то подобная работа началась в первый же год существования музея. В 1999 г. с большим количеством участников и под руководством доктора истор. наук Ю.Б.Цетлина (Институт археологии РАН) мы прошли весь цикл создания раннесредневековой керамической посуды: от приготовления специфической гончарной смеси до обжига в специально реконструированной печи. Ручной гончарный круг до сих пор жив, существует и научно-популярный фильм, снятый в ходе эксперимента специалистами канала “Культура”…

Надо сказать, в создании самого музея приняла участие молодёжь из разных городов России. Наши гости могут увидеть керамический нагревательный прибор, воссозданный москвичом (разумеется, по археологическому образцу), древнюю резьбу и железные изделия, оставленные шуянами и ивановцами. Мир вещей прошлого необычайно интересен, но плохо отражен в курсе истории для школ и вузов. А между тем, именно он приводит к мысли о таланте и даже гениальности нашего далёкого предка. Взрослых же посетителей особенно интересует духовный мир русских – тот, дохристианский, который представляет собой настоящую, исконную русскую культуру и который всячески очерняется новыми ревнителями былой, средневековой официальной идеологии.

Словом, приезжайте, посмотрите и послушайте. Что смогу, расскажу и покажу сам.

С уважением
П. Травкин

В нашем музее

нет витрин, перегородок и табличек с надписями. Усадьба, ой она была… Разумеется, подавляющее большинство предметов – это копии древностей (находки из раскопок сдаются на государственное хранение). Но в том и преимущество: мы предлагаем увидеть не то, что не догнило в земле, а то, реально выглядел мир вещей древнерусского быта.

Деревянная мостовая делит усадьбу на мужскую и женскую половину. Главное место на мужской половине – мастерская хозяина-ювелира. Рядом уголок воина-ополченца, овым в эпоху средневековья становился каждый горожанин в случае военной опасности. Здесь же необходимые мужчине домашние рабочие инструменты, охотничьи принадлежности, рыболовные снасти. Одна из особенностей музея: кое-что из древних орудий можно попробовать в деле…

На женской половине – кухонная утварь и рукоделия. Здесь можно попробовать размолоть зерно на зернотёрке и даже примерить некоторые дамские наряды того времени.

Практика показывает, что и современные дети, и “ветераны детства” живо интересуются средневековыми игрушками в музейном детском уголке. Буркало, кубарь – правда, надо ещё научиться в них играть. Как и научиться письму на бересте…

Наконец, маленькое домашнее святилище. Домонгольский Плёс был городом ещё не христианским, и об этом подробнее тоже можно узнать и в нашем музее – и в недавно вышедшей книге “Язычество древнерусской провинции”, написанной по материалам раскопок в Плёсе, Москве, Владимире, Костроме…

Тематическую литературу (можно даже с автографом), а также необычные сувениры “из Древней Руси” мы обязательно предложим Вам после посещения музея.

Кстати

В 2007 году у нас в гостях побывало уже 22 тысячи человек. Для провинциального домашнего музея, согласитесь, немало…
Пожаловаться





Теги: славян, музей, ремесла, быт, утварь, обычай, семья, русича

Нравится(+) 0 Не нравится(-)