Как запорожцы пули на лету ловили, в волков превращались и врагов дурманили. «Запорожский казак может обмануть самого черта», — так в древние времена народ отзывался о сечевиках. В борьбе против врагов, разорявших города и села, они не гнушались использовать любое оружие. В том числе и тайные знания. Но владели ими лишь избранные воины, именовавшиеся характерниками. Ляхи и басурманы боялись их, как огня, и величали урус шайтанами. Такие запорожцы умели и клады находить, и раны заговаривать, и мертвых на ноги ставить, и ядра полами кафтанов ловить, и сухими из воды выходить, оборачиваться в животных и в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой. С тех времен много воды утекло, но и сейчас есть казаки, почитающие традиции своих воинственных предков.
Не брала пуля, и сабля не рубила
О воинском искусстве характерников ходили самые невероятные легенды. Многие считали этих запорожцев неуязвимыми. «Пуля не берет казака, и сабля не рубит, ибо знает он тайную науку», — твердили в народе.
Наткнувшись в степи на превосходящего количеством врага, отряд казаков, благодаря характернику, мог «спрятаться». Он окружал стеной из копей ставших в круг запорожцев. И каким-то непонятным образом ляхи и басурманы принимали импровизированную изгородь за рощу! А еще заморочники могли сделать так, чтобы вражеское племя перерезало глотки друг другу. Для этого они собирались на горе и, приплясывая, читали заклинания, дурманящие головы врагу. До сих пор будоражит история о том, как однажды казак-маг Иван Богун провел ночью войско через польский лагерь, и ни одна собака не залаяла!
Жил на Сечи и казак Джереливский: сам ковал ружья и умел заговаривать их, да так, что ни одна пуля не миновала врага.
Ходят легенды и об искусстве запорожцев в морских походах. С маленькой камышинкой они могли долгое время находиться под водой. Используемые для маскировки бочки и даже лодки породили слухи о том, что именно казаки изобрели подводную лодку. Огромную магическую силу народная молва приписывала и казацким предводителям. Поговаривают, что им достаточно было заглянуть в особое зеркало — верцадло, чтобы узнать обо всем происходящем в лагере врага.
И тучи разведут руками, и сквозь огонь пройдут
Степные рыцари умели не только воевать, но и покорять стихии. Им были подвластны огонь, вода, земля и воздух. Некоторые сечевики обладали даром разгонять облака или вызывать грозу. А пройтись босиком по раскаленным углям — да раз плюнуть!
Характерниками считались многие казацкие гетманы, кошевые атаманы и знаменитые полковники. Среди них — Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Пидкова, Самийло Кишка, Иван Богун, Северин Наливайко, Максим Кривонис и самый могущественный характерник Иван Сирко.
О нем в народе сказывали: «Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном... После его смерти запорожцев, говорят, долго боялись ляхи и басурманы. Бьются, было, казаки и правую руку его отсеченную вперед войска везут: где рука — там и удача».
Прошли века, и такие необычайные способности передались современным казакам. Да-да! И сегодня у нас в Украине есть свои характерники. Но поскольку сейчас нет надобности защищаться от ляхов и басурманов, используют они свои умения в мирных целях. Уже 11-й год кряду члены всеукраинской общественной молодежной организации «Характерное казачество» изучают традиции своих предков и для самоусовершенствования оттачивают боевое мастерство.
О казаках-оборотнях и кладах
Множество таинственных и чудесных историй связано с казаками-оборотнями. В этих сказаниях характерники «перекидываются» в волка, дабы пробраться во вражеский лагерь и выведать у противника информацию о его планах. Очень часто в украинских легендах казак-характерник превращается в зверя, чтобы проникнуть в иной мир — Нави, куда попадают души людей и животных.
Это делали для того, чтобы спасти, вернуть в мир Прави (реальный) умирающего или только что умершего побратима. Почему-то считалось, что это можно сделать лишь в облике волка.
Облик зверя галдовники использовали не только для того, чтобы проникнуть к врагу или же спасти погибших, но чтобы спрятать сокровища. Они помещали сундук с драгоценностями в так называемый астрал, которому придавали облик животного. Потом, при произнесении заклинания-«зарока» над зверем, происходило обратное превращение, и сундук выпадал из астрала.
Казаки-чародеи часто прятали клады и в реках (недаром одна из плавневых речек у них называлась Скарбной). Они также умели находить и другие сокровища — по огням, что вдруг вспыхивали на обочинах дорог, по туманным клубам над курганами, по звездам, что падали в черные яры-овраги, и еще по множеству других примет.
Одним из таких кладоискателей был казарлюга Савва: в землю смотрел, как в воду. Никакой клад ни на какой глубине от него спрятаться не мог — деньги так сами в руки и шли. Жил еще на Сечи запорожец из рода Канциберов. Он был знатным колдуном и умел завораживать свои деньги так, чтобы их никто не брал. За что бы он ни платил, деньги всякими правдами-неправдами все равно возвращались к нему.
Казаков-магов также называли химородниками, галдовниками (от украинского «галдовать» — колдовать) и заморочниками, потому что они умели напускать на людей морок — туман и сон. Владели характерники и тем, что сейчас называется гипнозом, в а старые времена — «отвесть глаз». Например, забавы ради заглянув в шинок, казак мог не только не заплатить за выпитую чарку, но еще и уйти со сдачей с якобы заплаченных денег. Поговаривают, что некоторые из этих запорожцев жили больше ста лет.
За любовь платили головой
Но на самом-то деле характерники были не такими уж неуязвимыми. Самым страшным врагом для них были отнюдь не татары и турки, а… женщины. Поговорка «потерял голову от любви» для запорожцев имела буквальный смысл. Считалось, что девушка забирает у воина всю его силу. Характерник, сраженный душевным чувством, якобы терял бдительность и магическую энергию, так необходимую в бою. Поэтому, вступая в ряды сечевиков, запорожцы символически венчались с «единственной невестой и женой казака» — свободой. Посмевший провести на Сечь женщину рисковал потерять голову в прямом смысле этого слова. Впрочем, это не мешало казакам иметь подруг и даже семьи в приднепровских селах.
Впрочем, что из упомянутого правда, а что — вымысел, сейчас сложно сказать. Казаки всегда стремились окружить себя тайной. А в ответ на любые расспросы лишь хитро улыбались в усы…
За четыре века многое изменилось. Например, сегодня в ряды Характерного казачества принимают не только парней, но и девушек. Однако дисциплина там — не позавидуешь…
И скрестились мечи с кулаками…
Перед тем как сойтись с врагом в жестокой сече, несколько наиболее отчаянных запорожцев вызывали на своеобразный смертельный поединок — герц — представителей противоборствующего лагеря. Это считалось верхом воинской доблести. Сейчас же умение вести бой стало настоящим искусством, где используются элементы казацкого танца — гопака и аркана. Среди разновидностей древнерусского боевого искусства сегодня особой популярностью пользуется «Триглав». Он основан не только на гибких телодвижениях, но и на разных заговорах, молитвах и секретных приемах. Как гласят легенды, когда-то у каждого характерника на себе всегда были бумажки с индивидуально подобранными под характер и даже внешность заговорами, помогавшими в бою. Но прежде чем попасть в ряды казаков, добровольцы теперь, как и когда-то, должны пройти испытание. Во времена Запорожской Сечи это происходило в хортицком ущелье Сечевые ворота. Кандидатам приходилось несладко. Например, требовалось переплыть в челноке все многочисленные возле острова Хортицы водные преграды. Или же пройти с завязанными глазами по жерди, укрепленной между вершинами двух скал. Оступившийся (внизу его ловили казаки) мог попытаться снова пройти испытание лишь через год.
Сейчас же стать казаком Характерного казачества не намного проще — юноши (теперь еще и девушки) в течение трех месяцев должны пройти курсы на выживание. — Для этого специально организовывают походы в горы. Здесь будущие казаки учатся добывать природную пищу, закаляют свой дух и физическую силу, — рассказывает Твердислав, также являющийся старшим тренером «Триглава». — По утрам они часами медитируют, а потом занимаются физической подготовкой. Лишь достойные ученики получают почетное звание «казак», давая присягу. Постоянно совершенствуя свои навыки, они получают повышение — десятник, четовый, хорунжий, поручник, сотник…. Высочайший же чин — полковник. В боевом искусстве «Триглав» есть 16 ступеней: 8 посвящены изучению, как вести бой, и еще 8 — волховству (познание духовного мира). Основная цель «Триглава» — научить бойцов не только отлично защищаться, но и нападать.
— Для этого должны быть задействованы все части тела, — ведет свой рассказ Твердислав. — В бою казак должен уметь сражаться и кулаками, и оружием. Мы используем ножи, мечи, цепи и другое оружие. Но, прежде чем его применять, обязательно освящаем его. Таким воинам не страшны враги. Они с доблестью и честью всегда готовы защищать свою родину radosvet.net
Пожаловаться