» Хватит ли Евразийскому союзу масштабности мышления?


Хватит ли Евразийскому союзу масштабности мышления?



» Хватит ли Евразийскому союзу масштабности мышления?




Валентин Жаронкин



Родился в 1980 году в городе Сумы. Журналист. Историк, учился в Киево-Могилянской Академии.

«Считаю диктатуру на Украине невозможной, а демократию – невыносимой».



» Хватит ли Евразийскому союзу масштабности мышления?








Валентин Жаронкин

Главный упрек, который сегодняшнее общество может предъявить советской власти, заключается в том, что она просуществовала слишком мало и много чего не успела. Где-то вплотную пошли к перестройке коммунальных инфраструктур, но не успели завершить дело. Кто-то стоял в очереди на квартиру, но так и не смог ею воспользоваться. Советское кино подкачало – не успели снять все задуманное или смонтировать уже отснятое. Не все железные дороги достроили, не все учреждения открыли. На решение многих проблем просто не хватило времени.

И если в течение двадцати лет наследие Союза бездумно “проедали”, то теперь, наконец, задумались и активно заговорили о том, чего сделать не успели и в чем возникла острая необходимость. Вот только сегодня возведение/завершение любого крупного объекта несет в себе политический компонент, и, чаще всего, англоязычный.

Таджикистан: Water, water everywhere, only if we share

Две среднеазиатские республики - Таджикистан и Узбекистан - сегодня всерьез столкнулись с «недоделками» прежней эпохи.

При СССР в Таджикистане не достроили Рогунскую ГЭС, введение которой гарантировало бы энергонезависимость республики, даже при нынешнем уровне потребления. Против строительства сильно возражали экологи, сейсмологи и другие радетели за гармонию с окружающей средой. Сейчас, когда в некоторых района страны электричество дают лишь на несколько часов в сутки (бесперебойно снабжается только алюминиевый комбинат, приносящий бюджету 75% валютных поступлений от экспорта), отношение к вопросу изменилось.

Средства на достройку электростанции собирают, в том числе и путем добровольно-принудительных займов с населения. А международная обстановка вокруг возведения самой высокой в мире - 335 метров - плотины настолько непроста, что Таджикистан через ООН несколько лет добивался признания 2013-го Годом международного водного сотрудничества под поэтическим девизом «Water, water everywhere, only if we share». Девиз, в переводе означающий буквально “Вода, вода везде, только если мы делимся” - уже прозвучал на нескольких конференциях, проводимых под эгидой Объединенных Наций. И все это только ради легитимизации завершающейся стройки Рогунской ГЭС.

Поворот рек вспять как символ мышления

Ирония судьбы заключается не только в том, что раньше, когда электростанцию им строили бесплатно, таджики протестовали, а теперь, когда проблемы с электроэнергией стали несовместимыми с современной жизнью, для той же самой стройки напрягаются всей страной.

Ирония и в том, что в советские времена электростанцию проектировали и лоббировали в Ташкенте, а теперь именно Узбекистан -- единственный и принципиальный противник достройки объекта. Узбекская делегация уже заявила в ООН, что не признает никаких решений по поводу водопользования и выступает против всех мероприятий с вышеупомянутым девизом о разделенной воде. Современный Узбекистан гораздо больше обеспокоен наличием воды для своих хлопковых плантаций, нежели наличием электричества в соседнем Таджикистане. А с учетом того, что узбеки активно сотрудничают с США в вопросе вооружения, а Рогунскую ГЭС таджикам достраивает Россия, то вопрос “электричество таджикам или вода узбекам” уже стал политическим.

Но почему же тогда советский Узбекистан поддерживал проект, способствующий еще большему обмелению Амударьи?

Да потому что Узбекистан был частью большого государства с его большими проектами.

На протяжении двадцати лет в Советском Союзе разрабатывался проект поворота сибирских рек на юг. Над этим работали сотни различных организаций. Были исписаны десятки томов технической документации.

В Узбекистане (и не только в Узбекистане) уже начали публиковать социалистические обязательства, во сколько раз возрастут территории обрабатываемых угодий и урожаи дынь, арбузов, риса, хлопка.

С началом перестройки идея была задвинута в долгий ящик из экологических соображений. Время было такое, да и Чернобыль добавил апокалипсических настроений. И во многом борцы за природный баланс правы – мы не можем представить все последствия (среди которых множество негативных) для окружающей среды от реализации подобного проекта.

Но он все равно был бы реализован. Возможно, после длительной паузы, но к нему вернулись бы.

Сколько было критики по поводу каскада электростанций на Днепре – загубили уникальную среду! Протянутыми по Южной Украине и Крыму каналами нарушили природное равновесие! А сколько энергоблоков атомных электростанций побросали недостроенными, испугавшись мирного атома и народных волнений? Но к этим проектам все равно вернулись бы. Как и к идее поворота рек вспять. Таджикам нужна электроэнергия, а узбекам вода -- и это повод мыслить глобально.

Евразийский союз

Сейчас, конечно, эксперимент подобного масштаба - повороты рек вспять - даже теоретически нам не грозит.

Дело не столько в финансовой составляющей, хотя и в ней тоже, сколько в политической. В рамках единой страны, которой являлся СССР, это легко представить. В пределах союза, похожего на конфедерацию, – возможно.

В нынешних условиях – точно нет. Хотя бывший мэр Москвы Юрий Лужков некогда нафантазировал по теме тех же каналов целую книгу, но вряд ли кто-то к этому предложению отнесся серьезно.

Пора уже всерьез обсуждать совместные проекты, а они пока даже не озвучиваются. Например, Стратегия развития Казахстана прописана до 2050 года, но из нее можно лишь догадаться о том, что страна находится в каком-то экономическом и политическом союзе, да и то по самым общим выражениям - «совместный рывок», «наше стратегическое преимущество».

Таможенный союз работает, через два года он превратится в Евразийский, возможно, за это время число его участников пополнится. Без достаточно масштабной совместной деятельности это не совсем интеграция. Таможенный союз, свободное перемещение товаров и капиталов в рамках объединения дают свои преимущества на рынке, но этого не достаточно.

Иными словами, нужно либо доделывать все масштабные проекты, которые не успели реализовать во время Советского союза, либо придумывать свои “реки вспять”.



Источник: odnako.org.
Пожаловаться





Теги: только Узбекистан том, успели даже

Нравится(+) 0 Не нравится(-)