Великая любовь к своей Земле во всех радениях славян. Русские люди неохотно покидают свою Землю, свою родину. В народе у добрых людей до сих пор живет обычай, который сохраняет суть природы человека, его связь с родной Землей, даже если он уезжает не надолго. Уезжая на чужбину, славяне брали с собой горсть Земли и хранили ее как самую большую святыню. Кто, уезжая на чужбину, не возьмет горсть родной Земли, тот не увидит родины. Она помогала держать в мыслях связь со своими корнями, обычаями, традициями, сохранять честь в трудную минуту. Уезжающий творил молитву на свой путь, на свою идею, на сохранение родных. Затем вся семья усаживалась, чтобы успокоились мысли. Через некоторое время, когда все молча и спокойно сидели, храня святой тишиной пожелания дорожному, отец и мать выходили во двор и возвращались с горстью Земли: "Вот бери и храни Родную Землю”. За этим обычаем стояли все ценности жизни народа, пожелание сохранить все во имя собственной жизни, как цвета Матери–Земли. Этот узелок с материнским вышитым платком, рушником был свято храним даже многие лета в любых трудностях, стрела–мысль летела от горсти Земли и помогала держать связь с Родиной. Даже в великих трудностях и лишениях помогала со своими корнями эта горсть, взятая руками отца, матери. Люди, кладя ее под голову, что отдохнуть ложатся на родной Земле. Славяне при заключении мира подавали пучок сорванной травы или прядь обрезанных волос: в волосах Земли — в растениях сила человека. В русских сказках говорится об обычае есть Землю, чтобы тверже скрепить нерушимость произносимого обета. В суде люди, подтверждая свою правоту, клали Землю на голову: "Пусть прикроет меня Мать–Сыра–Земля навеки”. Братающиеся на жизнь давали друг другу горсть родной Земли, как залог верности, взаимопомощи, единства. Казаки избранному кошевому мазали сырой Землей голову, если в ту минуту шел дождь. Нарушение завета — это лишение себя помощи Земли. "Старые люди” говорили, что если собрать на семи зорьках по горсти Земли с могилок очень хороших людей, то эта Земля будет беречь. Со словом "земляк” у нас связано доброе, близкое, светлое и теплое в сердце.
"Всякому человеку — и доброму, и худому — Земля дает приют!” Великую простодушную и праведную любовь свою народ вложил в красное слово, мудрое, действенное, чистое, богатое! С величайшей всемилостью к людям дышит Земля, и народ воздает ей великую честь: "Свят Дух живет на Земле!” "На родной Земле, хоть умри, да с нее не сходи!” "На какой Земле родился — там и Богу молись!”
Земля–Душа живет единой правдой у Творца, и только этим может жить человек, если он хочет жить: "Не моги солгать — Земля слышит!” "На Земле — правдой живи, тогда Земля будет и твоим детям кормилицей!” "В Земле деды–прадеды лежат, из Земли всякое слово слышат!” — говорил правду праведную народ во всех уголках святорусской Земли. Любит своих детей Земля–матушка, терпит столько, что ни один человек за сто жизней бы не снес, но нехорошему человеку, считает народ, не все она снесет: "Грех греху рознь — с другим и сквозь Землю провалишься!”
Земля все слышит, все понимает. В жатву, оставляя Власу — ее волосам, на бородку, просили: "Вот тебе Влас (или Илья), борода, уроди на лето ржи и овса!” И Земля отвечала своим благодарным детям урожаем.
Человек на Земле живет –
Как трава растет,
Да и ум человечь –
Аки цвет цветет!
И человек, и звери, птицы, растения — все ее дети. Она унимает "ветры полунощные со тучами”, удерживает "морозы с метелями” и просит только одного: сыновьего почитания ее от своих детей, внуков, правнуков. Как траве–мураве не вырасти без горсти Земли, так и русскому человеку не жить на белом свете без родимой стороны — без родной Земли он, что без живой души в богатырском теле.
Небо
Небо — это сам Сварог, Род, Творец, что есть всего Его Океан–море. Небо — это вечный дух, это сам Род, это обитель Природы, это сила, источник жизни всего Света Белого. Небо — это живой божественный образ, в воззрениях славян — это мужская плодотворящая божественная сила, Сварга, Вселенная, Источник, сам Род, который, источая Свет, Любовь животворную, предается покою, предоставляя своим детям возможность творить во Вселенной.
Былина о Соловье Будимировиче показывает рождение всесвета от одной точки — разума каждого человека: для каждого свет неповторим в личном восприятиии его многообразия. Это душевное, духовное, временное, пространственное восприятие сущего.
Высота, высота ли поднебесная
Глубота, глубота океан–море;
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омуты днепровские…
В XVIII веке Кирша Данилов собирал стихи Голубиной книги, т.е. Небесные знания на горно–заводском Урале. Эти стихи сказывал простой русский человек, неся истинные первородные знания. Те, кто слышал эти песни, пронзал пространство сознательным взором и это сознание и есть атланты, поддерживающие Мир.
Часто в колядках воспевается Мир поднебесный и можно еще повторить стих, как Соловой Будимирович Забаве Путятишне чудный "снаряден двор” из трех теремов. Во–первых, следует ведически вглядеться в имена героев, в то, что три главы терема — это Тригла.
Хорошо в теремах изукрашено:
На Небе Солнце, в тереме Солнце;
На Небе Звезды, в тереме Звезды;
На Небе Заря, в тереме Заря –
И вся красота поднебесная.
Этот стих можно бесконечно читать, как молитву, как образец возвышения своего мышления, становления Зари в собственной сущности. Это шифр к знаниям, кто такой Творец. И как бесконечно из песни в песню, изо дня в день певцами велся этот стих, поднимающий сознание человека ввысь, так и в этой книге ему еще не раз будет время и место, чтобы укрепушка силе духа пошла.
Но почему же подобные знания стали утишаться, стираться? Они стали умаляться, так неведающими людьми стали сравниваться не с былинной собирательной сущностью человека–творца, а в усладу конкретным людям. Вот, например история патриарха Иова о Федоре Иоановиче: "Небеси убе величества и высота непостижима и неописуема, земли та широта неосяжима и неисследима, морю же глубина неизмерима и неиспытуема, святых же и крестоносных преславнейших российских царей и великих князей многая добродетелем исправления неисчетна и недоумеваема”. Это прославление не возводит наше сознание до безмерности Мира в восхищении и желании познать, преобразовать его, а наоборот, умаляет, что истинная высота добродетелей, сравнимая с небесами — это цари, князья. И сейчас мы имеем уплотненное сознание народов, мысли которых крутятся вокруг земных богов и многие или осуждаются, или рвутся на их место.
"Посреди Окиян–моря выходила туча грозная с буйными ветрами, что ветрами северными, подымалась метель со снегами”, — говорится в русских заговорах. Самая традиция ведения стиха сохранила древние знания о том, что Земля утверждена на водах: "Окиян–море всем морям мати: окинуло то море весь Белый Свет, обошло то море окол всей Земли — всей подвселенныя”. Земля — главная по всей Вселенной и покой ее — это ее Дух.
Небо, как безмерное хранилище океанов вод над нашими головами, в сказках, заговорах называется "морем–Окияном”. Кий — это палица самого Бога, огнетворного, жизнеутверждающего. Рода Пращура. Киян, Окиян, Океан!
В разносказе "Стиха о Голубиной книге” народное море Киян обкинуло "вокруг Землю всю; обошло то море окол всей Земли; вокруг Земли, всей подвселенной — всего свету белого”. "На воде яко же на блюде, простерта силою всеблагого Бога,” — свидетельствуют древние письмена. Во всех преданиях Вселенная — это море–Океан, и она не отделяется, как мы знаем со школьной скамьи, от тех морей и океанов, которые "омывают” сушу. Вода — это сгусток всего, что есть Мир, и Земля плавает в этом безмерном море–Океане. Космогонические знания народа безмерны. Это все можно только знать, понимать, запомнить же просто без осознания, веры, внутренней памяти невозможно. "В нем в Окияне во море пуп морской, а уси реки, уси моря вси к Кияну морю собегалися, вси к Кияну морю приклонялися, никуды вон не выходили; Окиян–море зголубается — вси моря ему поклоняются”.
"На синем море живет птица — всем птицам мати”, — поют сказатели–певцы в "Голубиной книге”, о том, что Океан — это сгусток энергии разума.
"Живет Стратим–птица на Окиян–море,
И детей кормит на Окиян–море,
По божьему все велению
Стратим–птица вострепенется, –
Окиян–море восколыхнется.
Потому Стратим–птица — всем птицам мати!..”
"У Лукоморья Дуб Зеленый…” это Вселенная, дуб Перун, корни родов наших, он же и Черномор "чредой из вод выходит ясных”, тридцать три богатыря — тридцать три перемены в обществе, происходящие на Земле в веках! В теле человека — это ключица, соединяющая грудь с плечом. Тело с двумя симметрично двигающимися руками видится, как дуга, лук.
По космогонии Пушкина социальные жесткие перемены чередуются с мягкими — женскими, т.е. войны, революции чередуются с духовным подъемом. Александр Сергеевич предвидел революцию 1917–90 гг., даже перелом 1993 г. Но взлет человеческой мысли он видел с 1998 г., после которого, благодаря Руси, вся Земля вступит в новую эру высочайшего подъема.
"Мать Земля ходила по крутым горам и ступала она по долинушкам. И спадали с Небес проливные дожди, ее белую грудь било градом, засыпало снегами белыми…” Любая капля воды несет в себе ту же информацию, тот же Дух Светлый, Святой, что и вся Вселенная, и отражает его постоянное обновление — это снег, непочатая вода в колодце, родник, роса, туманы. Небо для ариев — колодец, вместилище разума, источник жизни, знаний, светоносного, животворящего, неиссякаемого дождя. Выпрошенный, льется он на Землю оплодотворяющим семенем самого Рода, но, омыв нивы, поля, горы и леса, пополнив могуществом реки и моря, испариной выздоровления и самообновления, поднимается вверх. Освященная, очищенная в объятиях небесной сферы вода снова и снова живой, бессмертной, всемолодящей влагой льется на нас. Три живых тела: Воздух, Вода, Земля родят все богатства, все, что дает буйный яростный рост всему, что есть на свете. Сознание и есть чудный остров Буян, со всех сторон окруженный водами. Чудо жизни, расцвета — это буй, ярь — сильный, пылкий, всерождающий. Свадебный союз Неба и Земли — это россыпь с Неба Сокровищ — лучей Света и дождей. Небо — это обитель Богов, и благодатная сила Бога в виде чистейшего белого снега и прозрачных капель дождя возбуждает Землю, и она, согретая теплыми объятиями самого Рода, увлажненная, умытая, светлая и прекрасная, родит и растит все живое, которое буяет и яреет.
Небо и западно–славянских, и русских сказаний о Богах — это светлый Прабог, Отец, Владыко Вселенной, обнимающей Праматерь–Землю. Дивный, светом лучащийся небесный шатер охватывает своими ризами все пределы Земли, всю поднебесную — это Бог и Прабог обнимает и покрывает собою все, что есть в поднебесном мире. Это живой божественный образ, его "плодотворящая сила” — это сила белоснежных снегов, раскаляющих Ладу калинников–морозов, дождевых ливней, солнечных лучей. Вся эта сила ниспадает на любящую и открытую Небу Ладу.
Зимнее Небо славяне называют "замкнутым”, "завязанным”. Быстролетные птицы ветров и весенних гроз — это та птица, которая, улетая на Зиму, уносит в клюве ключи от Неба — от Рая, где свет, а Весной снова прилетает и приносит ключи, которые и отпирают Небесные источники:
Вылети, сизая галочка,
Вынеси золотые ключи.
Замкни холодную Зимоньку,
Отопри тепло Леточко.
В других местах считают, что ключи от Рая–Вырия хранит вестница Весны–Живы кукушка и надеятся, что закукует она на лес, покрытый листом, что будет означать силу Весны, на Украине ждут кулика из–за моря, который принесет воду. Перун откроет облака или закрывает, что задерживает дождевые потоки — это Природа отвечала на помыслы о ней людей.
Пробужденная после оздоровляющих морозов, согретая и увлажненная, она растит кудри своих лесов и трав, пахучие цветы. Небо обнимает Ладу в своих горячих объятиях и как невесту, и как супругу, рассыпая на них сокровища своих лучей и вод. Земля становится чреватою и несет свой плод "принимается за свой род!” — говорит народ. Сварог — Небо то солнечным ликом сияет, то хмурится тучами–думами, то блистает молниями, разбивает их и скрывается за туманами. Но снова и снова на милость и радость нам, людям, кажет Род силу сияния своего лица, своего совершенства, вселяя миру мысль о том, что восход, обновление — это постоянное, любящее и всегда верное своим детям состояние.
Небо никогда не предаст, никогда не обманет, оно открыто в своей дивной, неописуемо знаменной силой навстречу своим детям. Мыслимо ли нам, землянам, чтобы любящий, умный, добрый, благородный, красивый Отец, выбравший достойную супругу, рождал детей не себе подобных, не хотел бы научить своих детей уму–разуму, чтобы сын — воплощение его, мог приумножить богатства Отца? Природа создала творение, себе подобное, вдохнула дыхание свое, чтобы детям учиться быть подобными, окружаться знаниями, которыми она нас обнимает, лелеет, бережет и ведет! Это и есть эволюция в одном из своих множеств развертывающихся состояний! Свод Неба округло–выпуклой формы. Такова же форма головы человека, небо во рту. Небо — это глас Творца. Здравый человек своими мыслями, словами, делами отражает Глас Божий.
Небо — это гора. Слово "гора” означает "Небо”, верх, это и город, огород. "Солнце колесом в гору идет!” Человек, идущий вверх по природному пути — это человек, следующий боговым путем, рождающий собою приятие Духа Святого, рождение Творца, который и защищает, и охраняет, и покрывает, вдохновляет, является учителем на жизненном пути. Идя по этому пути, человек и есть сам Солнце. Даждьбог под именем Солнце, Колоксай — Коло царь — сын Сварога. Солнце — царь "бе бо муж силен”, — говорят древние сказы. Осыпая щедрыми своими дарами Ладу, ее недра земные, осчастливливая своими благодеяниями, Небо отказывает в милостях тому, кто пренебрегает теми природными заповедями, которыми живет сам Творец — люди сами накликивают на себя засуху и наводнения, землетрясения и прочие бедствия.
Звездное Небо. Нет для Неба ни богатых земными богатствами, ни бедных. "Человек целый век правду ищет, а стоит на Небо взглянуть — вот она!” — говорил еще в древности народ. Богатства Неба, даруемые им — это знания. Астрономические наблюдения неведающему обывателю могут показаться простыми сравнениями, при которых люди вокруг себя видят аналог своих интересов. Даже невероятным может показаться, весь народ знал, ведал, а не единицы обладали элитными знаниями. Знали, ведали то, что теперь вновь открывают ученые, что с трудом прорастает в сознание людей, увлекшихся мнимыми ценностями. Небо по образному выражению народа — это терем божий, звезды — очи Творца, окна, в которые зрят ангелы, это его семя. Духовная жизнь человека, его заслуги рождают то, что есть Небо, это даже одно целое. Славяне считали, что "там есть все, что и здесь”. Гермес говорит: "Звезды вверху, звезды внизу, Небо вверху, Небо внизу”. Чудо в тереме показалося:
На Небе Солнце — в тереме Солнце,
На Небе звезды — в тереме звезды,
На Небе Заря — в тереме Заря,
И вся красота поднебесная.
Звездное Небо осталось в памяти народной, как "грамотка”, написанная по синему бархату. "Не прочесть этой грамотки, — говорит предание, — ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам!” Но были на Руси очень умные звездочеты. Уж любой деревенский путник по звездам дорогу находил. И не все звезды для росича одинаковы: "звезда от звезды разнствует во славе”. "Вечерница” или "Денница” известна из всех жемчужных россыпей. Чигирь–звезда–Венера предсказывала о счастье и несчастье. Самобытные звездочеты знали "блудячие” звезды–планеты, хвостатые — кометы, появляющиеся, по их словам, к войне, к голоду, к повальной болезни или другому какому народному бедствию.
Большая Медведица или "Стожар” советует охотникам смело идти на любого зверя, только не на медведя. Млечный путь — "Становище”. В нашем народе Млечный путь называют Стожары, Волосожары; Бог Велес чесал седые волосы и бросил их, и теперь они вечно горят в Небе! Бог Велес — пастух Звезд — Небесных стад, и Стожары — это "дорога в Рай”. Арктический пояс — "Железное кольцо”. Три звезды возле Млечного пути — "Девичьи зори”. О них живет поверье, как о трех прекрасных юных зачарованных пряхах, которые были только Зорями, досталось им век гореть! На Святках девушки смотрят, куда звезда упадет, там ее суженый. "Часты звезды, ярки звезды, да рассыпчаты: сладки речи, звонки речи, да обманчивы!” — порой и так говаривали. "рассыпался горох на тысячи дорог!” "Полно корыто огурцов намыто!” "Вся дорожка осыпана горошком!”
Нет числа звездам на Небе. Это окна господни, а из окон ангелы смотрят. Народится человек, считает народ, а Бог к нему ангела беречь, стеречь посылает.
А.А. Иванова