Российские соотечественники, как объект исследования
Представляем результаты «Мониторинга миграционных настроений соотечественников, проживающих за рубежом», проведенного по заказу МИД России. Исследование проводилось в Германии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Молдавии, Таджикистане, Узбекистане, Украине. Собрана информация о социально-экономическом положении российских соотечественников, степени их информированности и готовности к участию в Госпрограмме переселения. Названы основные причины, побуждающие соотечественников к переселению в Россию, а также сдерживающие факторы.
В изданной по итогам мониторинга брошюре представлены анализ и оценка результатов исследования, проведенного в ноябре–декабре 2012 года. В ходе мониторинга была собрана информация о социально-экономическом положении российских соотечественников, проживающих в странах исследования, а также миграционных настроениях, образовательном и трудовом потенциале, степени информированности и готовности к участию в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Российские соотечественники, как объект исследования, были представлены следующими группами: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом, представители диаспоры народов Российской Федерации и представители титульных этносов, относящие себя к российским соотечественникам. Описание исследования Основной целью мониторинга было получение и оценка социально-демографических характеристик российских соотечественников (возможных участников Госпрограммы), проживающих в странах исследования. Задачами мониторинга были определены сбор и анализ информации о социально-политическом и экономическом положении соотечественников, их миграционных настроениях и потенциале, степени информированности о Госпрограмме и других показателях, влияющих на участие соотечественников в Госпрограмме. Мониторинг проводился в следующих странах проживания соотечественников: в Германии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Молдавии, Таджикистане, Узбекистане, Украине. В ходе количественного исследования было опрошено более 7200 человек, в среднем 900 респондентов в каждой стране исследования. Мониторинг проводился с использованием сочетания количественных и качественных методов. В ходе сбора данных количественного исследования респонденты были опрошены при помощи анкеты, разработанной исследовательским центром «Полиформ», также данные были получены методом опроса, личного интервьюирования, телефонного опроса и с использованием средств сети Интернет. В исследовании была использована квотная выборка, репрезентирующая взрослое население стран, в которых проводилось исследование, по месту проживания (городская или сельская местность), полу и возрасту. Осуществлялся 10-процентный контроль качества сбора и ввода данных. Качественным методом исследования был метод фокусированных интервью. Фокус-групповые дискуссии были проведены во всех странах исследования, все фокус-группы были проведены по единому сценарию. Количественные и качественные методы исследования, использованные в ходе мониторинга миграционных настроений соотечественников, проживающих за рубежом, в ноябре–декабре 2012 года в Германии, Латвии, Украине, Молдавии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане дают основания сделать следующие выводы и представить рекомендации по повышению эффективности реализации Государственной программы. Основные выводы, полученные по результатам мониторинга Если в 2011 году число участников Госпрограммы составило около 30 тыс. человек, то в 2012 году количество переселенцев достигло 50 тыс. Это обусловлено во многом последними изменениями, внесенными в Госпрограмму (снижение подоходного налога для переселенцев до 13%, разрешение участвовать в Госпрограмме соотечественникам, уже находящимся на территории РФ на законных основаниях, увеличение числа территорий вселения), налаживанием информирования о Госпрограмме (проведение регулярных онлайн-конференций, презентаций регионов в разных странах), постоянным повышением качества работы госструктур, задействованных в ее реализации, позитивными преобразованиями в экономике России и особенно в российских регионах. Согласно первоначальным планам российского руководства, Госпрограмма должна была быть реализована до 2012 года, но, учитывая ее положительные результаты и наличие реальных миграционных настроений в среде российских соотечественников, Госпрограмма будет носить бессрочный характер. Большинство респондентов в проведенном исследовании отметили, что рассматривали или рассматривают на данный момент возможность переселения. Наиболее высокой миграционной притягательностью, как показали результаты проведенного опроса, в глазах соотечественников обладают Центральный, Сибирский и Северо-Западный федеральные округа, что, в основном, совпадает с общими тенденциями по миграционным потокам. Сибирский федеральный округ был особенно популярен среди участников опроса из Казахстана. Причины миграционной привлекательности Сибири обусловлены и активной информационной деятельностью в рамках Госпрограммы: области, входящие в СФО, регулярно проводят в различных регионах Казахстана свои презентации, предлагая потенциальным участникам Госпрограммы рабочие места. Это особенно важный промежуточный итог реализации Госпрограммы, так как подчеркивает ее роль и большой потенциал в решении демографической проблемы, столь актуальной для России. Как показало анкетирование и анализ результатов проведенных фокус-групповых интервью, первые места по количеству потенциальных переселенцев занимают государства Центральной Азии, что коррелирует с результатами других опросов, в том числе проведенных под эгидой ФМС. По данным ФМС, из 29,9 тыс. анкет, поданных для участия в Госпрограмме в прошлом году, 31% были заполнены гражданами Казахстана, 19% – Узбекистана, 9,8% – Молдавии, 9,1% – Киргизии, 8,7% –Украины. Анкеты переселенца также заполнялись соотечественниками в Туркмении и в Белоруссии; в странах Евросоюза – Литве, Латвии, Эстонии, Германии, Польше, Португалии, а также в США и Израиле. Почти две трети потенциальных участников Госпрограммы проживают в странах Центральной Азии, хотя численность русского населения там значительно ниже, чем, например, на Украине. По результатам опроса в Узбекистане, где численность русского населения, по данным на 2010 год, составляет около 1 млн человек, количество потенциальных участников Госпрограммы оказалось вдвое выше, чем на Украине. Результаты анкетирования показали, что в Россию стремится переехать образованное и квалифицированное население, находящееся в репродуктивном возрасте. Две трети потенциальных переселенцев имеют высшее, незаконченное высшее либо среднее профессиональное и техническое образование. Пенсионеры составляют менее 10%. Большинство потенциальных переселенцев – русские, но среди желающих принять участие в Госпрограмме есть украинцы, казахи, татары, белорусы, немцы. О перспективах возможного роста миграционных настроений и повышении значимости Госпрограммы говорит то обстоятельство, что факторы этнокультурного и этнополитического характера в ряде стран СНГ и Прибалтики по-прежнему стимулируют отток русского населения. Продолжается сужение сферы применения русского языка, а отсутствие равного социального старта для представителей титульного населения и этнических русских вызывает у соотечественников тревогу за судьбу детей, за ихперспективы. При проведении фокус-групповых интервью в странах Центральной Азии участники отмечали, что у молодежи нет перспектив в странах проживания. В качестве фактора, стимулирующего отток молодого поколения соотечественников, было отмечено низкое качество образования, в сравнении с российской системой обучения. Респонденты из Казахстана говорили о заметном обострении ситуации вокруг русского языка в 2012 году. В августе 2011 года Министерство культуры Казахстана опубликовало проект внесения изменений в целый ряд нормативно-правовых актов по вопросам языковой политики, предполагающий практически полный перевод всего делопроизводства на казахский язык. Право вести документооборот на русском языке останется только у коммерческих организаций. В Казахстане на протяжении 2010–2011 годов заметно активизировались радикальные исламистские группировки, совершившие ряд крупных терактов и нападений на сотрудников силовых структур. Внутриполитические проблемы и вытеснение русского языка и культуры стимулируют миграционные настроения в Казахстане, причем как среди русского , так и среди титульного населения (единственным языком, которому придан статус государственного, является казахский язык, на котором говорит менее трети населения страны). Кроме того, политическое руководство Казахстана категорически не приемлет идею двойного гражданства, которое предпочтительно для большинства русских, опасающихся усиления национализма и потери правовой поддержки со стороны России. Усиление националистических настроений среди политической элиты Киргизии привело к тому, что ряд политиков в 2012 году предложил отказаться от использования русского языка, который в соответствии с Конституцией имеет официальный статус. Рост эмиграционных настроений российских соотечественников в Киргизии обеспечивается нестабильной политической ситуацией в стране, вкупе с существующими этнополитическими проблемами. Перманентная общественно-политическая напряженность сохраняется со времени падения режима К. Бакиева. После масштабных межэтнических столкновений, произошедших в июне 2010 года в южных регионах, положение нетитульного населения продолжает оставаться крайне неустойчивым. Положение в Узбекистане осложняется близостью к Афганистану, который через три года должна покинуть основная часть контингента войскСША и НАТО. Между тем, в Казахстане, Киргизии и Узбекистане сегодня проживает более 95% русского населения Центральной Азии. Обострение политической и этноязыковой ситуации вселяет в людей ощущение нестабильности и заставляет ориентироваться на переезд в Россию. Значительная часть респондентов отметила, что тем, кто не относится к правящей элите, нет дороги ни в бизнес, ни во власть. Это стимулирует отток трудоспособного населения. Среди украинских респондентов число потенциальных переселенцев особенно велико в восточных регионах и в Крыму. Главный мотив переселенцев – надежда получить достойную работу и более высокую оплату труда, чем на Украине. Таким образом, можно выделить следующие основные причины, побуждающие соотечественников к переселению в Россию: 1. Экономическая и политическая нестабильность в стране проживания (ухудшение экономического положения, сокращение рабочих мест, наплыв в крупные города сельского населения, осложнение криминогенной обстановки); 2. Рост националистических настроений, дискриминация нетитульного населения (Киргизия, Казахстан, Молдавия – приоритет при приеме на работу коренного населения); 3. Желание дать лучшее образование детям, так как во многих странах проживания для российских соотечественников вводятся ограничения на обучение в школах и высших учебных заведениях на русском языке (сокращение русских школ на Украине, в Латвии); низкое качество образования; 4. Ограничение применения русского языка. Перевод на государственные языки официальных документов и законодательных актов; 5. Воссоединение с родственниками. В то же время существует ряд сдерживающих факторов и рисков. Миграционные настроения среди соотечественников сдерживают опасения, что в России часто отсутствуют подходящие вакансии, а жилье – слишком дорогое. Чем более интенсивно соотечественники контактируют с Россией, тем более очевидны для них становятся риски переезда. Во многих странах исследования участники групповых интервью отметили, что с момента отказа от гражданства страны проживания статус участника Госпрограммы является единственной гарантией на получение российского гражданства. Но без регистрации по месту жительства документы на получение гражданства не принимаются. В результате возникает замкнутый круг: нет жилья – нет гражданства – нет возможности работать – нет возможности приобрести жилье. Данная проблема наиболее болезненно воспринимается соотечественниками с Украины. Респонденты в Молдавии отмечали, что самая большая проблема для них – это трудоустройство по специальности и приобретение жилья. Обнародовав планы по переселению сотен тысяч соотечественников, федеральное руководство решило переложить обязанность предоставления жилья для переселенцев на региональные власти. В результате на сегодняшний день лишь 10% участников Госпрограммы имеют постоянное жилье. Остальные либо арендуют квартиры, либо заселяются в так называемые центры временного размещения, жить в которых разрешается не более двух лет. По объективным причинам подобный подход не устраивает подавляющее большинство соотечественников. Респонденты отмечали, что это обстоятельство является серьезным негативным фактором для переезда в Россию. Особенно для русских из Молдавии и ПМР, как регионов с крайне низким уровнем социально-экономического развития. Респонденты в Германии и Латвии отмечали проблемы с трудоустройством по специальности. В реальности статус гражданина не гарантирует полноценного трудоустройства. Следует особо выделить мотивы миграции из ФРГ. Федеральное правительство с самого начала серьезно отнеслось к проблемам переселенцев, выделяя им жилье, социальную помощь, бесплатные курсы языка. Сейчас в стране действуют 468 проектов по их интеграции. Уже по их названиям ясны проблемы, с которыми борются власти: «установление контактов с коренным населением», «целевые превентивные меры против злоупотребления алкоголем, наркотиками и против уголовных преступлений», «усиление чувства собственного достоинства переселенцев и применение их компетенции», «повышение приятия в среде местного населения». После принятия дополнения к «закону об изгнанных» все переселенцы должны принимать участие в курсах по интеграции, «чтобы на основе меющейся идентичности, с которой они приехали в Германию, а также представления о немецкой культуре и образе жизни сформировать у них реалистичную картину германского общества и его центральных механизмов». Однако, как показал опрос, несмотря на все старания правительства, большинство наших граждан интегрироваться не спешат. Они образуют свои клубы по интересам, свои группы, ищут друзей в среде переселенцев, идентифицируют себя с российской культурой и смотрят российское телевидение. Именно разница в менталитете ведет к обособленности поздних переселенцев. Как отмечали участники фокусированных интервью, «отсюда и отсутствие взаимопонимания, разделение на «мы» и «они», взаимные обиды, сведение счетов. Мало кто принимает поздних переселенцев из стран СНГ за немцев, вследствие этого они чувствуют себя чужими и редко находят себя в новом социуме, остаются в своих компаниях со своей, ставшей и оставшейся русской, душой». Поэтому стимулом к участию в Госпрограмме явился такой феномен, как «обратная миграция». Большинство трудоспособных респондентов указало на серьезные опасения за свою рабочую квалификацию и опыт при переселении. Эти опасения вызваны прежде всего отсутствием внятных гарантий со стороны региональных органов, отвечающих за Программу переселения, и отсутствием информации о востребованных кадрах в России. Часто происходит так, что специальность приезжающих в Россию участников Госпрограммы не соответствует заявкам субъектов РФ и работодателей. При этом потеря квалификации либо работа не по специальности после переселения является наиболее острой проблемой для респондентов из стран Средней Азии и Молдавии. Это вызвано еще и тем, что многие респонденты лично сталкивались с негативным отношением работодателей к выходцам из указанных стран независимо от их происхождения и участия в Госпрограмме. Меры по переквалификации и повышению квалификации переселенцев уже на территории России вызывают опасения у большинства респондентов, так как, по их мнению, это приведет к ухудшению экономического положения в их семье, особенно в первое время. Также имеет место быть низкая активность потенциальных работодателей по привлечению соотечественников и их ориентация на трудовых мигрантов, которые не нуждаются ни в социальных гарантиях, ни в постоянном жилье. Не все работодатели готовы ожидать приезда соотечественника по нескольку месяцев; не всегда совпадают интересы сторон; возникают проблемы с легализацией док Дументов об образовании. Статистика ФМС России подтверждает обозначенные проблемы: лишь менее четверти переселенцев сегодня трудоустроены. Новой тенденцией стало наличие среди потенциальных переселенцев лиц, слабо владеющих русским языком. Особенно это характерно для участников Госпрограммы из стран Центральной Азии. Респонденты, указавшие в вопросе о национальной принадлежности не русскую национальность, называют основным сдерживающим фактором к переселению проблему с толерантностью к другим национальностям в России. Несмотря на то, что они исторически считают Россию родиной для своего и многих других народов, респонденты уверены, что в настоящее время в России существует дискриминация по национальному признаку. Такой образ России сложился у респондентов из СМИ стран проживания, а также «независимых» российских СМИ. Проблемы нетерпимости к другим национальностям в России вызывают опасение даже у тех, кто указал своей национальной принадлежностью русскую нацию. Соответствующие образы создают у них уверенность в том, что на родине они будут считаться мигрантами из стран переселения, а не полноправными гражданами. Респонденты высказали предложения по расширению территории вселения до границ всей страны, по предоставлению участникам Госпрограммы еще до получения гражданства права оформлять кредиты, заниматься бизнесом и т.п. В то же время мониторинг выявил ряд факторов, замедляющих реализацию Госпрограммы и оказывающих сдерживающее влияние на потенциальных мигрантов. Исследовательская группа предлагает ряд рекомендаций по оптимизации деятельности структур, задействованных в реализации Госпрограммы. Рекомендации Повышение привлекательности программы переселения и ее эффективности зависит от дальнейшего обеспечения правовых, финансовых и социальных гарантий для переселенцев, скорректированных с учетом уже накопленного опыта переселения. Информационная составляющая реализации Госпрограммы, судя по результатам исследования, вызывает определенные нарекания среди соотечественников. Это отмечало большинство респондентов как в ходе качественного, так и количественного исследований. Необходимо отметить, что претензии участников опроса были высказаны не только по поводу отсутствия достаточного количества источников получения информации (в основном узнают о направлениях и формах Госпрограммы от знакомых), но и по содержательной части (права переселенцев и т.п.). Многие респонденты и участники фокус-групповых интервью отмечали, что получить доступ в российское посольство или консульство для получения информации по Госпрограмме крайне затруднительно. В частности, приводились примеры, когда сотрудники загранучреждений РФ уклонялись от прямых контактов, а из описания Госпрограммы, представленного на уличных стендах консульских учреждений, мало что понятно. Координационные советы соотечественников, через которые посольства доводят до населения возможности Госпрограммы, явно не справляются с объемом работы по информационному обеспечению ее реализации. Кроме этого, руководство ряда стран, представленных в опросе, официально выразило негативное отношение к политике России по переселению соотечественников. Это, несомненно, сужает круг возможностей российских государственных органов по информационному обеспечению Госпрограммы. Тем не менее, представляется вполне возможным вывести информационную работу за рамки российских посольств и координационных советов соотечественников, расширить ее инструментарий и задействовать для ее ведения неправительственные организации стран ближнего и дальнего зарубежья, специализирующиеся на миграционной, этнополитической тематике; средства массовой информации, в первую очередь русскоязычные, для публикации материалов о положительном опыте переселения, о правах и возможностях, которые предоставляет Госпрограмма. Рекомендуется шире информировать соотечественников за рубежом о проведении в загранучреждениях России регулярных онлайн-конференций по вопросам реализации Госпрограммы, позволяющих вести прямой диалог со всеми заинтересованными лицами. Соотечественники за рубежом должны иметь не общее представление о Госпрограмме, а конкретно знать особенности региона, куда они планируют переезд. Необходимо продолжить практику проведения презентаций российских регионов – участников Госпрограммы в странах ближнего и дальнего зарубежья, организацию встреч представителей регионов с потенциальными переселенцами. Особое внимание в ходе презентаций следует уделить обсуждению переселенческих рисков и реальных проблем социальной и культурной адаптации, с которыми могут столкнуться участники Госпрограммы. Наиболее проблемные и наименее информационно освещенные, как показали результаты опроса, темы, касающиеся возможностей трудоустройства по специальности, обучения детей, ведения бизнеса в России и т.п. Эти темы необходимо освещать правдиво, в противном случае будет расти число переселенцев, недовольных результатами участия в Госпрограмме. На втором месте после информационной составляющей Госпрограммы по количеству негативных комментариев стоит правовое обеспечение Госпрограммы. Респонденты также отмечали, что существуют элементы недоверия и опасения к реальному воплощению в жизнь обещаний консульских работников и представителей ФМС России. Нерешенность данных вопросов является подчас серьезным сдерживающим элементом для потенциальных переселенцев. Как представляется, памятка переселенцу должна быть не просто информационным документом, но и содержать четкое описание того, куда и к кому конкретно в каждом регионе надо обращаться в случае нарушения прав лиц, приехавших по Госпрограмме переселения в российские регионы. Необходима бесплатная круглосуточная «горячая линия» при ФМС для переселенцев. Большинство респондентов в проведенном опросе отметили, что крайне плохо информированы о нюансах Госпрограммы, а главное, о том, кто несет ответственность за их судьбу в случае возникновения проблем на местах. Многие отвечали, что впервые слышат о том, что участники Госпрограммы и члены их семей имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки. Необходимо также отметить определенные трудности в разграничении полномочий между региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (муниципального уровня) по предоставлению услуг участнику Госпрограммы в соответствии с его статусом. Позитивный момент заключается в том, что некоторые региональные власти активно включились в доработку Госпрограммы, приспосабливая ее к местным условиям и возможностям. В Твери, например, предложили создать систему переобучения специалистов, перераспределения их по территориям в зависимости от требований рынка труда за счет увеличения территорий вселения, включив в этот перечень все районы области, в том числе и областной центр, а также помочь в обустройстве семей с маленькими детьми. Очевидно, что для более эффективного выполнения Госпрограммы регионам нужны дополнительные полномочия. Прежде всего, для оперативного решения тех или иных вопросов, самостоятельной корректировки Программы для внесения в нее необходимых изменений. Надо также выработать механизм общероссийского реестра вакансий для участников Программы, причем заносить в него вакансии не только предприятий, внесенных в региональные программы, но и других организаций на территории вселения. Совершенствование правовой базы реализации Госпрограммы крайне необходимо по мере выявления новых проблем и задач. Третья группа проблем, негативно влияющих на активность потенциальных переселенцев, – социальная неопределенность их будущего положения в России. Во многих странах исследования респонденты указали на то, что сдерживающим и зачастую препятствующим фактором переселения является обеспокоенность за возможности адаптации их детей и младшего поколения семьи в системе образования в РФ. Это связано прежде всего с вводимыми ограничениями по изучению русского языка в школах, а в некоторых странах (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Латвия, Германия) исключением истории России из школьной программы. Все это ведет к серьезным расхождениям в уровне подготов- ленности между младшим поколением переселенцев и младшим поколением соотечественников, проживающих постоянно на территории РФ. По мнению респондентов, данная проблема может быть решена путем оказания содействия и поддержки со стороны официальных органов РФ специализированным русским школам либо школам со значительным числом учеников из семей-выходцев из России. Участники опроса отметили, что слабо информированы о мерах социальной поддержки, о возможностях жилищного устройства, получения ипотеки и кредитов на приобретение жилья, о возможностях переквалификации. Оптимальной в таких случаях была бы так называемая практика «одного окна», широко используемая в ряде российских регионов в сфере социальной работы с населением. При наличии учреждения, где бы располагались представители всех служб, задействованные в реализации социальных прав мигранта, удалось бы гораздо эффективнее решать вопросы трудоустройства, жилищные проблемы и т.п. А главное, наличие таких структур существенно бы повысило привлекательность Госпрограммы, обеспечив ее участников дополнительными гарантиями соблюдения их социальных прав. Очевидно, необходимо заинтересовать работодателей в приеме соотечественников на работу, и прежде всего в части налоговых льгот. Должна быть установлена и соответствующая норма в трудовом законодательстве, определяющая срок, на который работодатель обязан «бронировать» рабочие места для участников Госпрограммы. Не исключено, что потребуется внести корректировки в Трудовой кодекс, которые содержали бы обязательства для работодателей при заключении контрактов на трудоустройство переселенцев. Результаты опроса показывают, что мотивация переезда и потребности респондентов из разных стран существенно различаются, что также необходимо учитывать в практической деятельности. Это, несомненно, влияет на выбор регионов предпочтения. Совершенно очевидно, что без активного вовлечения всего российского общества в реализацию Госпрограммы, в его содействии региональным структурам власти в реализации прав переселенцев обойтись невозможно. Анализ итогов исследования говорит о том, что участники Госпрограммы и потенциальные переселенцы уверены, что кроме государственных структур никто не участвует в реализации задач переселения. Хотя в последнее время возникло много НПО, в чью сферу деятельности входит содействие мигрантам и переселенцем. Эффективной формой привлечения общественности в российских регионах к реализации Госпрограммы являются Общественные приемные при ФМС в субъектах Российской Федерации. Эти структуры накопили за период реализации Госпрограммы значительный опыт оказания содействия переселенцам. Этот опыт необходимо обобщить и популяризировать. Возможно, полезным будет создание Координационного совета «Общественных приемных при ФМС» с функцией обмена опытом, оказания содействия российским загранучреждениям в сфере реализации Госпрограммы. Серьезной и до сих пор не решенной проблемой является подготовка кадров, специализирующихся на работе с переселенцами и потенциальными участниками Госпрограммы, как в рамках российских загранучреждений, так и в рамках местных органов власти. Это могут быть специализированные курсы, в том числе на базе Академии труда и социальных отношений, Дипломатической академии МИД России, других профильных учебных и научных учреждений. Значимым моментом является популяризация опыта российского государства по реализации Госпрограммы по переселению. Полный текст «Мониторинга миграционных настроений соотечественников, проживающих за рубежом» (с цветными графиками и картами) размещен в формате PDF на портале «Русский век» в рубрике «Издания». Скачать
Источник:
Пожаловаться