ВЕДА РОДНЫХ ДЕРЕВЬЕВ
Доброго!Родноверие это не только поклонение предкам, волхвовские наговоры и подношения истуканам, но и, в не меньшей степени, почитание природных процессов, явлений, адаптация всей жизнедеятельности человека под эти самые процессы и явления, не вопреки природе, а в единении. Родноверие это вера в родное. А Родное это наше все, все что нас окружает, все то, что мы можем лицезреть в радиусе одного дневного пешего перехода. В связи с этим и появилось желание расширить акценты данного сайта, в том числе и на добавление образности окружающих нас природных явлений и процессов, традиций и культуры. Одним из красочных примеров являются деревья. Деревья - это неотъемлемая часть нашей жизни, мы к ним привыкли на столько, что и не замечаем иной раз, не говоря уже об образности и далеком историческом изучении особенностей окружающих нас деревьев нашими предками.
Итак, деревья:
ДУБ
Поздней осенью и даже глубокой зимой в лесу можно встретить дуб, покрытый буро-желтой осенней листвой. Иногда засохшие листья на таком дереве шумят, чуть ли не до самой весны. Это дуб-зимняк. В отличие от своего собрата дуба-летняка, он распускает по весне листья на две-три недели позже, а осенью не спешит расставаться с ними. В нашей стране известно девятнадцать видов дубов, но самые распространённые из них в средней полосе — дуб-зимняк и дуб-летняк. В лесной чаще дубу тесно, поэтому ствол у него вытянутый, сравнительно тонкий и почти прямой. Но на просторе, где-нибудь на светлой поляне или среди поля, превращается он в могучее дерево с толстым коренастым стволом и мощными, раскидистыми ветвями, поддерживающими густую, тучную крону.
Дуб — лесной долгожитель. Известны деревья, которые прожили две тысячи лет. Дуб — живучее дерево. Мощный корень дуба уходит глубоко в землю, надежно, как якорь, удерживал ствол в вертикальном положении и снабжая дерево влагой и питательными веществами. Недаром в народе говорили: «Держись за дубок — дубок в землю глубок». Случалось, нападали на деревья полчища гусениц, полностью уничтожая листья. Конечно же, другое дерево давно бы погибло, но дуб выживал. Этим же летом на нем появились новые листья. Дуб не погибнет даже и тогда, когда срубят дерево лесорубы, оставив один только пень. Пройдет время, и от пня потянутся к солнцу молодые побеги с крупными листья ми. Это проснутся спящие почки, которые десятилетиями дожидались своего часа. Одна, самая сильная, ветка станет в будущем новым стволом.
Дубовая кора содержит большой процент дубильных веществ и находит применение в медицине и кожевенном деле. На Руси обработка кожи дубовым корьем была настолько распространена, что этот процесс стали называть дублением даже в тех случаях, когда кожу обрабатывали ивовой корой или солями хрома.
Листья дуба препятствуют развитию гнилостных микробов и к тому же имеют приятный запах. По этому с дубовыми вениками выпаривают кадки для солений. А листья, положенные на дно кадки, придают соленьям приятный вкус и предохраняют от закисания.
В иные урожайные годы земля у подножия дуба усеяна крупными блестящими желудями. Каждый из них словно выточен на токарном станке и отполирован рукой невидимого мастера. И конечно же, не могут пройти равнодушно мимо них любители различных мелких поделок.
Желуди дуба содержат белки, крахмал, сахар и растительный жир. Кормятся желудями многие промысловые звери и птицы.
Идут они на корм домашним животным. Жареные и толченые желуди в старину применяли как суррогат кофе. Жители Кавказа мололи желуди на муку. Но чтобы удалить из них ядовитые ткани, желуди предварительно вымачивали и проращивали. Высушенные и смолотые желуди добавляли в ржаную и пшеничную муку при выпечке мучных изделий.
Самое ценное в дубе — это его древесина. Особенно высоко ценится древесина дуба-летняка, или дуба летнего.
Дуб — ядровая порода. Ядро у дуба темно-бурое или желтовато-коричневое, а заболонь светло-желтая, узкая, даже у крупного дуба она едва достигает пяти сантиметров. В жизненном процессе дерева участвует только заболонь, а древесина ядра мертвая и заполнена особыми ядовитыми веществами — тилами. Тилы как бы консервируют древесину, предохраняя ее от поражения гнилостными микробами. Наиболее ценная древесина находится ближе к сердцевине. Более выдержанная, она не коробится и не растрескивается. Это учитывают мастера, имеющие дело с дубом.
Годичные слои у дуба четкие и хорошо заметны на всех разрезах. В ранней древесине на поперечном разрезе хорошо видны невооруженным глазом крупные сосуды, похожие на булавочные уколы. Поздняя древесина годичного слоя покрыта белыми пламевидными полосами, идущими в радиальном направлении. Только под микроскопом можно увидеть, что они образованы очень мелкими сосудами. Благодаря им древесина на торцовом разрезе отдаленно напоминает ткань или плетение. На всех разрезах дуба отчетливо видны крупные сердцевинные лучи. На поперечном разрезе сердцевинные лучи видны в виде светлых полос, направленных к сердцевине: на тангенциальном — вертикальных темных полос, а на радиальном — темных бесформенных пятен.
Древесина дуба крепкая, тяжелая и твердая, гибкая и упругая, хорошо раскалывается в радиальном направлении. Во все времена дуб чаще всего использовался там, где требовалась особая прочность и долговечность. Дуб применяли при строительстве подводных частей деревянных мостов, свай под фундаменты домов, различных гидротехнических сооружений и крепостных укреплений. В Киевской Руси из гигантских дубов выдалбливали лодки-однодревки. Для таких лодок заготавливали кряжи длиной около 20 м и до 9 м в обхвате. Кряж с помощью клиньев раскладывали на две части, а затем выжигали и долбили полость трюма. Только дуб был пригоден для изготовления таких гигантских цельнодеревянных судов, вмещавших 50—60 человек экипажа. В древнем Новгороде из дуба изготовляли детали разных машин и приспособлений, бочки, резные ковши и сосуды. В наше время из дуба делают клееную и гнутую мебель, паркет, фанеру, бондарную посуду, колеса для телег и многое другое. Его широко применяют в машиностроении, вагоностроении и корабельном деле.
Дуб обладает замечательным свойством — находясь десятилетиями в воде или во влажной, воздухонепроницаемой почве, он становится необыкновенно прочным, твердым, приобретая при этом темно-коричневый или черный цвет. Пролежавшую многие века в воде благородную древесину они успешно использовали для инкрустирования осиновых изделий. Дуб ценится очень высоко. Известные на всю Россию городецкие мастера-прялочники извлекали ценную древесину со дна протекавшей донцев прялок. Темная окраска возникает при взаимодействии солей железа, содержащихся в речной воде, с танинами дубовой древесины. Но солей железа в речной или озерной воде сравнительно мало, и чтобы древесина смогла приобрести почти черный цвет, ей нужно пролежать в воде не одно десятилетие. Не мудрено, что мастера постоянно искали ускоренные способы морения дуба. Быть может, кто-то из древних мастеров подметил, что около железных обручей на дубовых бочках при увлажнении со временем появляются коричневые и черные пятна. Возможно, это и натолкнуло на мысль опустить в ржавую воду дубовую чурку и таким образом протравить ее. Некоторые скульпторы и в наше время предпочитают тонировать изделия из дубовой древесины в ржавой воде, но обычно вместо нее применяют железный купорос. Железным купоросом можно морить и древесину, не содержащую дубильные вещества, но предварительно ее нужно подвергнуть специальной обработке. Летом некоторые дубы становятся похожими на августовские яблони: на листве видны величиной с грецкий орех светло-зеленые, слегка подрумяненные сбоку «яблочки». Это галлы, или так называемые дубовые орешки. Возникают галлы на листьях дуба от повреждения их насекомыми орехотворками. В начале лета орехотворка откладывает в мякоть листа яичко. Это и вызывает болезненное разрастание тканей листа в виде небольшого шарика. Осенью галлы опадают вместе с листьями. Ни в одной части дерева не содержится столько дубильных веществ, сколько в дубовых орешках. Если вы наберете таких орешков и высушите их (а они хранятся годами), то получите очень прочный и светостойкий краситель для любой древесины. Окраску производят так. Возьмите кусок древесины, которая содержит мало дубильных веществ, например, березы, груши или липы, и положите его в металлическую эмалированную посуду, ту да же положите орешки (одну треть к массе древесины) и залейте водой. Посуду поставьте на огонь. Дайте древесине и орешкам прокипеть в течение 5—10 минут. Затем древесину выньте из воды, просушите и смочите протравой (водным раствором железного купороса). При взаимодействии с солями железа дубильные вещества, впитавшиеся в древесину, приобретут черный цвет. Древесина дуба содержит в большом количестве собственные дубильные вещества. Поэтому для получения на ее поверхности черного цвета ее достаточно лишь пропитать раствором железного купороса. При глубоком протравливании древесину выдерживают в купоросе несколько суток.
В старину дубовые галлы были известны под названием «чернильных орешков». И это не случайно — из них действительно приготовляли светостойкие черные чернила. Рукописные книги, написанные много веков назад, донесли до нас тексты, выполненные этими чернилами, сохранившими свой первоначальный цвет. Если вы задумаете изготовить светостойкие чернила, то процедите отвар орешков через марлю, слейте его в стеклянную банку и добавьте немного железного купорос. Чернила готовы! Со временем они не выцветают, а становятся еще более яркими.
БЕРЁЗА
Пожалуй, на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором бы слагалось столько пословиц и по говорок, пелось столько песен. Много других замечательных деревьев растет в нашей стране. Но если все же малосведущий человек может спутать одно дерево с другим, то березу каждый узнаёт сразу. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительной 6елой корой. За эту белую кору и получило дерево свое название «берёза». В индоевропейских языках корень «бер» означает светлый, ясный. Тот же корень в названии верхнего слоя коры — бересте, которая и придает дереву неповторимую окраску благодаря содержащемуся в ней органическому красителю бетулину.
«Плащ березы» — бересту применяли не только для обвивания горшков и корчаг. В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Новгородцам береста заменяла писчую бумагу. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Интересно, что новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной.
Хотя бумага давно заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе. Известны случаи, когда в Отечественную войну при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах. В строительстве бересту применяли при устройстве кровли и подкладывании под нижний венец избы, чтобы предохранить его от загнивания. Русские крестьяне, проживавшие в южных районах страны, для хранения зерна выкапывали глубокие ямы. Прежде чем засыпать туда зерно, ямы выжигали соломой, а затем обивали берестой, приколачивая ее к обожженным стенам деревянными гвоздями. Береста надежно защищала зерно от грунтовой влаги. Есть у березы недостаток, из-за которого в строительстве ее применение ограничено. На открытом воздухе и во влажных местах она быстро поражается особым грибком. Но и этот порок берёзовой древесины в некоторых случаях удачно используется. На начальной стадии поражения, когда в древесине появляется так называемая мраморная плесень, она приобретает красивый текстурный рисунок, отдаленно напоминающий мрамор. На этой стадии древесина почти не теряет своей первозданной прочности, и ее можно обрабатывать, как обычную здоровую древесину, получая очень эффектный шпон. Отдельные куски мраморной березы скульпторы удачно используют для создания декоративной скульптуры.
На березах иногда встречаются особые наросты — капы. Древесина капов имеет повышенную твердость и красивый свилеватый рисунок на спиле. Еще в древности крестьяне выделывали из капов ложки, чашки, ковши, братины, ручки для ножей и другую утварь. Но крестьян в основном привлекала необыкновенная прочность материала, а не его декоративные достоинства, которые были открыты гораздо позже. В начале прошлого века из капов стали изготовлять различные декоративные изделия, отшлифовывая их и выявляя природный рисунок. Отшлифованный кап применяли при отделке дорогой мебели. Каповая древесина ценится очень высоко, но каповые березы растут не всюду. В ином березовом лесу их вовсе не встретишь. Вот поэтому-то изучают ученые-лесоводы природу капов, с тем чтобы в будущем научиться выращивать целые леса из каповой березы.
ГРУША
В мае, как только пройдут последние весенние заморозки, в лиственных рощах или на опушках зацветает дикая груша — родоначальница культурных сортов домашних груш, разводимых теперь в садах. Иногда дикие груши, особенно в южных районах, растут небольшими группами, но чаще всего это деревья-одиночки, выросшие из семечка, занесенного случайно зверем или птицей.
Летом грушу не сразу заметишь среди других лиственных деревьев. Но вот весной, когда на ее ветвях качаются крупные белые цветы, она словно выступает вперед из лесной чащи. Но такое бывает не каждый год, а то и через два. Примечательна груша и осенью, когда ее листва окрашивается в розовый цвет. В эту пору трудно пройти мимо и не заметить грушу — слишком уж необычна её листва. Груша — долгожительница наших лесов. При благоприятных условиях она может прожить до ЗОО лет. Такая гигантская трехвековая груша росла до Великой Отечественной войны недалеко от Ялты. Каждую весну дерево покрывалось цветами, а осенью давало плоды. В иные урожайные годы с дерева собирали около тонны плодов. Люди заботливо ухаживали за деревом: ставили подпорки, когда на длинных раскидистых ветвях начинали наливаться плоды, а когда старый ствол треснул, его подпоясали железным обручем. Кто знает, может быть, удивительная груша и дожила бы до наших дней, если бы не погибла от топора оккупантов. Всеми любимы вкусные и сочные плоды груши, которые содержат пектин, витамины С и В, каротин, фруктозу, глюкозу, сахарозу и многие минеральные соли, необходимые для человеческого организма. В некоторых областях крестьяне сушили плоды груши-дичка, а в зимнее время варили компоты и заваривали толченые груши вместо чая. Жители Кавказа смалывали сушеные груши в муку, затем, смешав грушевую муку с обычной, выпекали душистые лепешки, отличавшиеся особым вкусом. Плоды груши широко применяются в современной пищевой промышленности.
В народной медицине плоды лесной груши применяли для лечения желудочных заболеваний, а отвары сушеных плодов — как хорошее жаропонижающее средство.
Кору груши довольно часто применяли в красильном деле. Отвары грушевой коры окрашивают ткани и древесину в коричневый цвет.
Заслуженной славой у мастеров-древоделов всегда пользовалась древесина груши.
Груша — спелодревесная порода. Бархатистая без блеска древесина окрашена в розоватый или буровато-красный цвет с легким сиреневым оттенком. На поперечнике и тангенциальном разрезах довольно хорошо различимы годичные слои. На границе каждого слоя проходит узкая светлая полоска. На радиальном разрезе годичные слои различаются плохо, а сердцевинные лучи (при строго радиальном разрезе) заметны в виде черточек более темных, чем окружающая древесина. В древесине изредка встречаются сердцевинные повторения.
Древесина груши плотная, тяжелая и твердая. Она хорошо сушится — мало растрескивается и коробится, но сильно усыхает. Поэтому сушить ее нужно с большой осторожностью, предварительно замазав торцы густой масляной краской. Это относится и к древесине засохших деревьев. Древесина груши однородная и, в отличие от яблоневой, менее сучковатая.
Древесина дикой лесной груши намного лучше домашней. Она высоко ценится в производстве первосортной мебели. Из ствола дикой груши можно пилить довольно широкие и длинные доски, ведь толщина деревьев, выросших в лесу, достигает 50—80 см, а высота 20—25 м. У молодых деревьев древесина почти белая, но с возрастом она темнеет. Чём старше дерево, тем темнее древесина. Древесина груши прямослойная, хорошо полируется и принимает протраву. Режущими инструментами груша обрабатывается с трудом, но срез от стамески или резца получается четким, с чистой бархатной поверхностью. Резать ее можно во всех направлениях. Но поскольку дерево очень твердое, древесину при скульптурной обработке и резьбе снимают стамеской постепенно, слой за слоем. Особенно хороша древесина груши для тех работ, где необходимо вырезать мелкие детали с тончайшей проработкой. Недаром ее наравне с привозным самшитом успешно применяют художники-графики при изготовлении клише для торцовой гравюры (ксилографии). Когда-то на Руси в большом ходу были пряники. Пряником начиналась и кончалась свадьба, без пряника не обходился ни один праздник, его дарили друг другу и в будние дни в знак любви и уважения. Для пряничных досок требовалась особая древесина. Хотя доски резали и из клена, и из берёзы, лучшей считалась грушевая древесина. Доска из нее отличалась постоянством формы — не коробилась и не трескалась от постоянного воздействия влаги, поступающей из теста. Кроме того, на ней можно было вырезать очень тонкие и замысловатые рисунки. И, вырезая из груши пряничные доски, мастера-резчики проявляли неистощимую фантазию. Они вырезали то всадника на коне, то кавалера и девицу, то рыбу, птицу или зверя, а нередко довольно длинные надписи-пожелания: «Пряник кушать добрым людям во здравие и в честь». Пряничную доску пекарь накладывал на тесто, на котором отпечатывалось рельефное изображение. Отформованные пряники сажали в печь.
Из древесины груши старые мастера изготавливали ложки, веретена, челноки ткацких станков и другую хозяйственную мелочь. До сих пор из нее точат токарные игрушки, посуду, всевозможные зажимы для струбцин и прессов. В промышленности из груши изготовляют облицовочный шпон, модели для литья, линейки, угольники, рейсшины.
Груша — излюбленный материал скульпторов и резчиков. Отшлифованная скульптура имеет глянцевато-матовую поверхность и красивый глубокий цвет.
В музыкальной промышленности грушу используют в качестве заменителя черного дерева. Чтобы имитировать древесину черного дерева, детали музыкальных инструментов подвергают глубокому крашению анилиновым черным красителем — нигрозином.
Иногда художники под черное дерево окрашивают небольшие резные работы из груши. Изделие вымачивают в водном растворе танина, отваре дубовой коры или чернильных орешков, затем, хорошо просушив, опускают в водный раствор железного купороса. Изделие чернеет на глазах.
Но поскольку древесина груши имеет красивый натуральный цвет, художественные работы из нее окрашивают и протравливают очень редко. Часто бывает вполне достаточно протереть их поверхность льняным маслом или скипидарно-восковой мастикой, чтобы она приобрела красивый темно-коричневый цвет и легкий приятный блеск.
ЕЛЬ
В древности народы Западной Европы считали ель покровительницей зверей, птиц и растений. Добрый дух ели защищал человека от всяческих жизненных невзгод. Ель почитали как символ вечной жизни и молодости. Древние германцы, стараясь задобрить могучий дух леса, живущий в священных елях, вешали на их ветви всевозможные украшения. У германцев обычай рядить елку переняли голландцы и англичане. Позже, когда было утрачено магическое значение обряда, елку продолжали рядить по традиции на Новый год.
Весной зацветает черемуха, и почти одновременно с ней зацветает ель. Звучит это как-то непривычно, но все же ель цветет. Конечно, не так эффектно, как черемуха, но все же нельзя сказать, что цветение ее малозаметно. На темно-зеленых ветвях, словно новогодние свечи, торчат лилово-красные завязи шишек. Женские шишки величиной с лесной орех, а мужские — с горошину. Не пройдет и двух недель, и женские шишки станут светло-зелеными, вначале вытянутся, а затем свесятся вниз, как миниатюрные гроздья винограда. А осенью на еловых ветвях будут покачиваться круп шишки. В урожайные годы ель бывает густо усыпана шишками. «Много уродилось еловых шишек — к урожаю ярового, сосновых — ячменя — приметили крестьяне.
Поднимите с земли созревшую шишку и рассмотрите внимательно. Чешуйки на ней расположены так, что каждая чешуйка перекрывает две нижние, в свою очередь ее перекрывают две верхние. Когда шишка висит на ветке, дождевая вода по ней, как по драночной, гонтовой или лемеховой крыше стекает вниз. Невольно возникает предположение — не у шишки ли научились русские плотники покрывать лемехом главки церквей, а гонтом и дранью — крыши домов? Чешуйчатая кровля у шишки надежная, и спрятавшимся под каждой чешуйкой зернышкам не страшны даже проливные дожди. Перед дождем, при увлажнении воздуха, чешуйки прижимаются друг к другу еще плотнее, а в сухую погоду, наоборот, раскрываются, и созревшие семена на крылатых вращающихся парашютах медленно и осторожно опускаются вниз. Некоторые охотники, грибники, лесорубы и прочие бывалые «лесные люди» даже утверждают, что еловая шишка не хуже барометра может предсказывать погоду. Если шишка ощетинилась — будет сухо, а если прижала чешуйки — жди дождя.
Правильная коническая форма ели полностью зависит от верхней почки. Распускаясь, каждый год, она дает побег, который точно по вертикали вытягивается вверх, образуя верхушку ствола и боковые почки, из которых лучеобразно на все четыре стороны вырастают затем боковые ветви — новая мутовка. И так из года в год, пока растет дерево, строится эта удивительная живая пирамида.
Чтобы иметь представление о еловой древесине, широко используемой в быту и промышленности, срежьте сухую ветку и внимательно рассмотрите все три разреза. Ель — спелодревесная порода. Древесина у ели желтовато-белая, иногда со слегка розоватым оттенком. На всех разрезах хорошо заметны годовые слои. Ранние, весенние, слои – более светлые, пористые и широкие, поздние, летние — темно-бурые, плотные и узкие. Сердцевинные лучи многочисленны, но настолько узки, что невооруженным глазом почти не заметны. Приглядитесь внимательно, и вы увидите на торце мелкие светлые точки. Ель — единственное в нашей стране дерево со спелой древесиной, имеющее смоляные ходы. На тангенциальном и радиальном разрезах смоляные ходы видны в виде светлых черточек.
Древесина ели умеренно крепкая и мягкая, легкая и умеренно усыхающая. Она хорошо раскалывается в радиальном. и тангенциальном направлениях.
Еловую древесину часто пугают с сосновой. На первый взгляд, одна древесина мало чем отличается от другой, хотя они имеют различные физико-механические свойства. Как же отличить сосну от ели? Надо запомнить, что еловая древесина гораздо легче и мягче сосновой, на ней чаще встречаются мелкие заросшие сучки с характерным переливчатым блеском. И еще — древесина ели в большинстве случаев светлее сосновой.
Во многих областях России ель довольно широко применяли в строительстве. В первую очередь из еловых кряжей, вырытых из земли прямо с корнем (копаней), вырубали детали дощатой двускатной крыши, охлупки с коньками и курицы. Избу же рубили в основном из более прочных сосновых бревен. Но все же в иных местах избы возводили полностью из ели. Строители считали, что в такой избе дышится легко, и даже бытовала такая поговорка: «Изба елова, да сердце здорово».
При строительстве морских и речных судов из корня с примыкавшей к нему частью ствола выруба ли прочные и надежные шпангоуты. В быту же из копаней вытесывали заготовки для прялок-корневушек. Лопаски таких прялок богато орнаментировали трехгранно-выемчатой резьбой. Легкая и прочная древесина шла так же на изготовление весел и лопат. С незапамятных времен использовал человек извлекаемую из еловой древесины смолу — серку. Еловая серка — ценное сырье, применяемое в различных отраслях промышленности. После специальной обработки из нее получают заменитель импортного шеллака, идущего на производство граммофонных пластинок. Абиетиновая смола (винсол) — канифоль, добываемая из еловой серки, идет на приготовление нитролаков. В отличие от сосновой, еловая канифоль более теплостойкая и размягчается лишь при температуре 95 – 100 градусов. Она хорошо растворяется в спирте, но имеет темный цвет и довольно слабый блеск. Отбеленная и очищенная с помощью активированного угля канифоль применяется даже для склеивания линз в точных оптических приборах. Оказывается, показатель преломления света у нее наиболее близок к показателю преломления стекла. Клей из серки применяется также в бумажной промышленности для проклеивания различных сортов бумаги.
Еловая древесина также широко применяется в целлюлозно-бумажной промышленности, являясь ее основным сырьем. На переработку поступают очищенные от коры кряжи, а из коры извлекают дубильные вещества (танины) и смолу. У хороших хозяев не пропадет и хвоя, идущая на выработку хвойно-витаминной муки.
Но если целлюлозу и бумагу можно вырабатывать из древесины других деревьев, то при изготовлении музыкальных инструментов ель заменить нечем. Незаменима она при производстве пианино, скрипок, гитар, балалаек и многих других инструментов Замечательные «музыкальные способности» еловой древесины человек подметил еще в глубокой
древности. Старинный русский инструмент гусли мастера непременно выдалбливали из еловой колоды. «В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает – скачет». В загадке речь идет о старинном русском инструменте гудке — разновидности скрипки, который тоже выдалбливали из ели. Все это стало известно после раскопок археологами древнего Новгорода.
Но не всякая еловая древесина годна на музыкальные инструменты, нужна особая древесина — резонансная. Опытный специалист-бракер прямо на корню может отличить резонансную ель от обычной. Он знает, что резонансная ель растет чаще всего на северном склоне леса, где не очень печет солнце. Обращает он внимание и на землю, на которой растут ели. Земля под резонансной елью должна быть средней — не очень плодородной, но и не тощей. В таких довольно скромных условиях должна прожить резонансная ель примерно около ста лет. Да не кое-как прожить, а так, чтобы не погнула ствола и не сломала ветвей буря, не завелся под корой жук-короед, не появилась
излишняя смолистость. Только после этого есть надежда, что будет петь еловая древесина в больших концертных залах. Окончательно определить достоинство еловой древесины можно только в мастерской после распиловки, просушки и выдержки. Резонансная ель не должна иметь сучков, завитков, крепи и других пороков. Годичные кольца должны быть одинаковой ширины, а на радиальном разрезе прямыми и параллельными.
Французский исследователь ХIХ в. Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что скорость звука в воздухе в 15—16 раз меньше, чем в еловой древесине. Было множество попыток заменить древесину ели другими древесными породами, но ни одна из них не увенчалась успехом. Специалисты считают, что, вряд ли удастся скоро найти материал, подобный по свойствам акустики резонансной ели.
«Музыкальные способности» ели проявляются порой совсем неожиданно. Вдруг запоет еловая древесина в предметах, которые не имеют к музыке никакого отношения. Быть может, не случайно знаменитые вологодские кружева плетут чаще всего на легких еловых коклюшках. 10—12 пар коклюшек перебирает одновременно в руках кружевница. Соприкасаясь друг с другом, коклюшки из дают мягкие негромкие звуки, на поминающие звуки ксилофона. Кажется, что это звучит музыка, рожденная в душе кружевницы, и становится зримой в витиеватом плетении кружева. Несколько кружевниц — это уже целый «оркестр». И не случайно заказывают мастерицы коклюшки чаще всего из ели — ведь певучая резонансная древесина вологодской ели славится давно у музыкальных мастеров нашей страны.
rodobozhie.ucoz.ru
Пожаловаться