Журналист. Родилась в 1986 году в военном городке Шиханы Саратовской области. Окончила Саратовский государственный университет, факультет коррекционной педагогики и специальной психологии.
Легендарный антитабачный закон принят Госдумой в третьем и окончательном чтении. То есть с 1 июня 2013 года нарушителями законодательства станут все, кто будет курить в российских государственных и социальных учреждениях, в местах скопления людей и общепитах, а также в общественном транспорте, включая транспорт дальнего следования. Места для курения останутся только на предприятиях и в офисах.
Антитабачный закон будет реализовываться в несколько этапов. Ряд ограничений вступает в силу уже этим летом – касающиеся гос- и соцучреждений, общественных мест, а другая часть начнёт действовать с 1 июня 2014 года. Она предусматривает запрет курения в санаториях, в поездах дальнего следования, на воздушных судах и судах дальнего плавания, на транспорте городского и пригородного сообщения, на расстоянии менее 15 метров от входов в вокзалы и аэропорты или метро. Помимо этого, с 2014 года будет запрещено курить в гостиницах, в кафе и ресторанах, на перронах пригородных железнодорожных станций.
Пострадают и мелкие розничные точки с табачной продукцией, поскольку продажа сигарет разрешается в торговых помещениях более 50 кв. м (исключение составляют сельские магазины). Кроме этого, запрещается открытая демонстрация товара, потребитель может приобрести товар, выбрав его по прейскуранту. Цена сигарет также вырастет, например, минимальная цена пачки станет не менее 50 рублей. Конечно же, под запрет попадет всяческая реклама табачной продукции, в том числе в интернете, а также лотереи и спонсорские акции компаний.
Что же касается курения на телевидении, включая кино, то запрет на демонстрацию курения начнёт работать после вступления в силу закона, и, следовательно, распространяться он будет на фильмы, снятые уже после. Как поясняется, эпизоды с сигаретами, являющиеся частью художественного смысла, трогать не будут. Однако по каким критериям это будет определяться толком не ясно.
Теперь антитабачный закон будет рассмотрен Советом Федерации 20 февраля. Об этом заявила вице-спикер верхней палаты парламента Светлана Орлова.
Как уверяет Минздрав, закон позволит снизить масштабы курения в России на 40-50% и сократить смертность от заболеваний, ассоциированных с потреблением табака, минимум на 150 тысяч в год. Главной же задачей считается не только сокращение числа курильщиков, но и недопущение появления новых.
Понятно, что отношение к антитабачному закону не может быть однозначным, он затрагивает слишком много интересов. Начиная от мощного табачного лобби, и заканчивая простым курильщиком, который будет вынужден тайно курить в туалете, высунув голову в окно. Действительно компромиссным данный запрет назвать язык не поворачивается – курильщикам определённо придётся нелегко.
Но есть и другой нюанс. Если убрать рассуждения о нарушениях прав, о том, что курение - зло, о ненависти лоббистов закона к курильщикам и так далее, и вспомнить о такой незатейливой штуке как эффективность мер, то окажется, что в ней-то как раз и есть суть критики многих, даже некурящих людей.
Например, Олег Дементьев, психиатр, нарколог, ранее в беседе с "Однако" высказался однозначно:
-- Я вообще против любых репрессий. Надо в первую очередь решать социальные проблемы, прежде чем запрещать что-то. Чем больше репрессируют алкоголиков, наркоманов и курящих людей, тем больше их получат. Это работает по обратному принципу, по принципу парадокса, диссоциативный тип, так скажем. Так что такие меры говорят о незнании психологии. На репрессиях всё долго не продержится.
Главный нарколог Новосибирской области Равиль Теркулов, напротив, меры одобрил и назвал их «социальным прессингом». А также заявил, что эффекта можно ждать «примерно через 5-7 лет»:
-- Считаю, что это правильный закон, который действительно направлен на сохранение социального благополучия страны, сохранение демографического потенциала и продолжительности жизни. Такой метод "социального прессинга" должен быть. В целом ограничительные меры изменят состояние сознания человека. Тем более, большие обязательства накладываются на руководителей предприятий в рамках создания мест для курения, в которые надо вложить деньги. Думаю, директора будут эти деньги брать с тех же курильщиков.
Сергей Калашников, председатель комитета Госдумы по охране здоровья не без энтузиазма прокомментировал для РИА «Новости» законодательный запрет на курение:
-- Это очень важный толчок в изменении отношения общества к курящим. Это все-таки дает моральное право тем, кто не курит, останавливать тех, кто курит. Если есть закон, что курить на остановке нельзя, то к человеку могут подойти и сказать, что он не имеет права это делать.
Генеральный директор ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" Вадим Желнин заявил «Ъ», что плохо себе представляет реализацию закона:
-- Я плохо понимаю, как человек, который будет вынужден лежать в больнице, сможет не курить, например, две недели. Не дай бог, мне случится попасть в больницу.
Вадим Строкин, адвокат, председатель Клуба по защите прав курящих ранее заявлял «Однако», что закон, по его мнению, работать не будет:
-- Принимается закон, который соблюдаться не будет. Либо надо работу всей правоохранительной системы, включая суды, прокуратуру, ФСБ, ФСО кинуть на то, чтобы ловить курящих и штрафовать их, особенно продавцов контрафактных сигарет, либо этот закон не будет исполняться нигде.
Михаил Леонтьев, главный редактор еженедельного журнала "Однако", тоже высказывался на эту тему:
-- Повторим: мы ничего не имеем против разумных здравых мер по ограничению распространения курения, в первую очередь среди детей, защиты от неприятного воздействия табака тех, кто этого действительно желает. Однако законодательный репрессивный запрет курильщикам курить там, где это не нарушает ничьих чужих прав, является недопустимым и неприемлемым вмешательством в личное пространство человека. На которое никто и никому не давал права. Это прецедент, и крайне опасный, возможности такого вмешательства по всем остальным поводам и признакам…
Источник: