- Я был в городах в другой стране, еще до Горбачева. Сейчас не чувствую себя компетентным. Это очень ценная практика. - Что в этом ценного? - Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач. - Но он все более хорошо решает привычные задачи. - Он их уже не решает, а обкатывает. Он “экономит” мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач… - Новые задачи нужны для мышления? - Для всего: ума, тела, чувств. - А тебе не тревожно? - Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового. Мой блог находят по следующим фразам
Переход от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем – постепенное ослабление и умирание, как только мечта эта будет потеряна – вот в чем заключается цикл жизни каждого народа. Мой блог находят по следующим фразам
Однажды, когда мы пили чай, в гости зашел мой давний знакомый, считающий себя человеком творческим и неординарным. Он не был у меня несколько лет, что не помешало ему явиться, как всегда, без предупреждения. Шаман почти не обращал на него внимания, что “зацепило” знакомого, и он стал, по своей привычке, ничего не зная о Шамане, советовать ему пересмотреть свою “пустую” жизнь. Шаман внимательно выслушал советы, еще более “зацепил” знакомого парадоксальными замечаниями и рефлексивной надстройкой и, в свою очередь, дал ему ряд рекомендаций. Зная, что без расспросов Шаман дает методические рекомендации только тем, кого считает больным, я был удивлен. По моим прикидкам Шаман не был в городе более пятнадцати лет, и он уверенно “лечил” современного человека. В его словах было настолько много того, что эвелны называют “сила слова”, что мой нигилист выполнил после очень тщательно все рекомендации. Он изменился довольно быстро (за три – четыре месяца) и весьма неожиданно. Наверное, неожиданно и для себя самого. - З.: И как же мне начать? - Ш.: Начни с малого. Спланируй изменения. - Тысячу раз я это делал, ничего дельного не планируется. - Ты ни разу не выполнил ритуал планирования. - Может ты, о мудрейший, расскажешь мне сей древний ритуал. - (Шаман не реагировал на иронию.) Прежде всего, сходи в баню и сделай себе аккуратную модную прическу. - Это зачем? - Потом купи себе модные хорошие туфли. Есть деньги? - Есть – есть. - Если денег нет сейчас, помой и почисть эти. - Очень интере-е-есный ритуал! - Купи себе хороший фирменный одеколон, ручку “Паркер” и хорошей, лучше финской, бумаги. - О, ближе к делу. - Чисто вытри стол, положи на него пачку бумаги и ручку “Паркер”. - Ну, Вы совсем утрируете. - Одень новые туфли, глаженые брюки, свежую рубашку, сбрызни новую прическу одеколоном, выключи телефон, убери часы и сядь за стол не менее чем на полтора часа. - Это, действительно, ритуал. Вы не смеетесь? - Возьми из пачки лист и напиши на нем “Паркером” сверху “Планирование реальных действий”. - Вы смеетесь. - Через две минуты тебе захочется вскочить и побежать по своим неотложным делам. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни. - Что это даст? - Еще через две минуты тебе захочется записать твои творческие озарения. Отбрось их, как и предыдущую суету. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни. - Что мне думать о линии жизни? - Еще через две минуты ты поймаешь себя на том, что думаешь о посторонних вещах. Отбрось и эти мысли. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни. - И что это даст? - Несколько раз тебе придется отбрасывать посторонние мысли и спокойно возвращаться к мыслям о линии жизни. - Так что это даст? - Ты когда-нибудь делал так? - Нет. - Эта новая для тебя практика – начало культурного действия планирования. Мой блог находят по следующим фразам
- Решив не делать ненужных дел, я настолько выжат нужными, что и описать трудно. - Ты выжат суетой. (Шаман усмехнулся.) - Но это действительно нужно: и публикации, и деньги. - Откуда ты знаешь? - Это всегда было проблемой. - Да-а, мужик. Оказывается, я не сказал тебе самого главного о нужных и ненужных делах. - Что это? - Обычный человек не может отличить нужные действия от ненужных без специальной практики. - Эта практика доступна мне? - Да. Вернись к реальности. - Но как? - Решив не делать ненужных дел, необходимо пару – тройку дней не начинать никаких новых дел вообще. - Что же делать в это время? - Разгребай и заканчивай старые дела. Ни в коем случае не бездельничай. - До каких пор? - Пока не почувствуешь прилив энергии, обусловленный тем, что незаконченные дела не высасывают тебя. - Сколько ждать этого? - Думаю, что в твоем случае два – три дня. - И что потом? - Потом ты вдруг начнешь продвигаться к тому, о чем мечтал. Но делай только эти дела и продолжай разгребать старые. Мой блог находят по следующим фразам
Деятельность Шамана скорее описывается схемами конструирования будущего на базе прошлого действиями настоящего. Мою ситуацию он посчитал результатом только моих собственных действий и заявил, что жизнь и впредь будет заводить меня в тупики, “если ты не начнешь собирать свои действия для будущего, как собирают бревна для дома”. - Ты считаешь, что это должно было произойти? - Если ты совершил действие, ты обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет. - Мистика какая – то. - Мистика – совершить действие и думать, что ничего не будет. А совершить действие и знать, что обязательно последует результат – последовательный материализм. - Но если мне не нужен результат? - Не нужно было действовать. - Люди могут действовать, не подумав или по ошибке. - Результату все равно. Он наступит. - Это плохо? - Сам по себе результат нейтрален. Но если ты его не ждешь, он может разорвать цепочку твоих дел. Если ты не готов – он может быть опасен. - Что же делать? - Не делать ничего лишнего. Это лучшее лекарство от бестолковости. - Но поисковая, сверхнормативная активность полезна эволюционно. - Полезна для вида, для индивида – опасна. Ненаправленная активность разумных бывает опасна и для вида. Для разумных полезна разумная активность. - Что делать, если ненужное действие уже совершено. - Иногда помогает обратное действие, но редко. - А что-нибудь помогает часто? - Часто помогает прекращение ненужных действий. У человека, много энергии тратится на борьбу с последствиями его же ненужных действий. Если эта энергия не будет растрачиваться зря, человек начнет делать то, что нужно, и сможет одолеть многое. - Как понять, какие действия нужны, а какие нет? - Это – просто. Вернись к реальности и делай только то, что тебе действительно нужно. - Я чувствую, но не могу позволить себе бросить текущие дела. - Тогда сделай это постепенно. - Как? - Начни делать нужные дела, и со временем они сами вытеснят ненужные. Мой блог находят по следующим фразам
В эти дни мы говорили очень редко и коротко. Но каждый разговор странным образом укреплял меня. - Почему мы не берем ружья? - Мы идем ставить петли. Ружья не дадут сделать это хорошо. - Почему? - Чтобы хорошо поставить петли, мы должны рассчитывать только на петли. - Всегда нужно иметь один вариант? - Нет. Тогда ты будешь упускать шансы. - Когда нужно иметь несколько вариантов, а когда один? - Сейчас взять ружья было бы проявлением слабости, в другой ситуации – не взять было бы слабостью. - Как узнать, какая ситуация? - Человек всегда знает это, если прислушается к себе. - Откуда? - Все так называемое новое знание – проявление того, что ты знаешь всегда. Мой блог находят по следующим фразам
- Ты знаешь, что первобытный человек, изгнанный из племени, быстро умирал от одиночества? - Конечно. Современный человек тоже быстро сдастся, если убедится, что встретиться с людьми для него невозможно. - Почему? - Он потеряет смыслы. - Человек – член общества, социума людей. Здесь его смыслы, то есть основа жизни. Я – член другого общества. - Что же делать в такой ситуации? - Такая ситуация практически невозможна сегодня. Человек всегда будет надеяться, что кто – то на него наткнется. - Но ты же не ждешь, что кто – то на тебя наткнется. - Я, наверное, не совсем человек. - Что ты имеешь в виду? - Человек – член общества, социума людей. Здесь его смыслы, то есть основа жизни. Я – член другого общества. - Какого другого? - Я – Человек, Ворон, Медведь, Снежный человек и многое другое. Медведь, например, может жить без людей. - Знаешь, в городе тебе бы дали диагноз. - Конечно. (Смеется). Только ведь я социально компетентен. Легко сделать так, чтобы любой психиатр написал “норма” и в сердцах про себя добавил бы: “Безнадежная норма”. (Хохочет). - Что здесь смешного? - Смеюсь, потому что могу быть отстраненным. Вовлеченный человек не смеется. Считай, что это хохот, например, Медведя. Лучше – Ворона, чтобы ты не пугался. - Понимаю. В длинные зимние дни и ночи что ты думаешь один? - Ничего. - ??? - Человек постоянно думает о своих делах, потому что у него нет другой практики бытия. - Но вот ты строишь коптильню. Ты же думаешь в это время о ней? - Нет. - А как же ты ее строишь? - Она сама строится моими действиями. - Но ты же обдумывал цели своих действий. - Только общую. - Человек так не может. - Естественно, потому что обычный человек думает словами. - Если не буду думать о том, что делаю, я ничего не смогу сделать. - Правильно, пока ты не освоишь новую практику. - Что будет со мной, если попытаюсь действовать, как ты? - Без практики будет то, что называется “бытовой идиотизм”. Мой блог находят по следующим фразам
- Человеку лучше спать в полночь, когда он максимально далеко на Земле от Солнца, и бодрствовать днем, когда он максимально далеко от Луны. Скажу теперь резче: или ты чего – то не понял, или ты начитался чепухи. Не плюй против ветра. - Это не зависит от обычного человека, само собой. Но если человек будет долго бодрствовать ночью и спать днем, он начнет быстро стареть. Мой блог находят по следующим фразам
Мои расспросы об источнике знания ритуалов Шаман счел бесполезными, заявив, что я все равно не занимаюсь соответствующими практиками. Сам употребленный мною в контексте вопросов термин “ритуалы” привлек внимание Шамана, и он сказал, что я интерпретирую как ритуалы все непонятные мне действия. Единственный раз мне удалось получить разъяснение природы сверхсуществ. - О каких сверхсуществах ты говоришь? - Представь себе глубоководную рыбу без зрения и слуха. Может она иметь представление о солнце, тебе, твоей деятельности? - Неудивительно. Все хорошие фантасты – экстрасенсы. - Ничего удивительного. Каждый человек может задеть какое-нибудь существо, или они могут задеть нас .37 - Но ведь все люди могут встретиться. - Нет. С людьми из твоих туннелей ты будешь встречаться постоянно, хотя кажется, что вероятность встречи мала. С другими не встретишься никогда. - Когда загрызают, то и заяц дерется. Мой блог находят по следующим фразам
День очень короток. Рассвет в одиннадцать. Закат в три. Летом солнце садится за вершины прибрежных гор, а сейчас до берега не доходит и садится в море. Сочетание темно – серого в сумерках льда и ярко оранжевых облаков на горизонте создает ощущение какой – то непрочности мира. Как будто закат нарисован на очень тонкой занавесочке, которая может порваться, и за ней откроется неизвестный, но жесткий реальный мир. Такое же ощущение возникает при размышлении о создании собственных новых смыслов. У Шамана наверняка есть собственные смыслы его жизни и практик. - Так много людей, но не слышно о новых смыслах. - Большинству не нужны новые смыслы. Они даже будут враждебны к этому. - Как же они все – таки создаются? - Многих не устраивает их жизнь. Единицы настолько конструктивны, что могут начать новые практики. - Почему единицы? - В рассуждениях это здорово, а в конкретной жизни страшно. - Почему? - У тебя есть авторитетные для общества родственники, друзья? - Есть. - Наверное, не очень приятные люди? Навязывают иногда свои взгляды? - Да, своеобразные. - Почему терпишь? - Надеюсь, что в трудной ситуации они помогут, защитят. - Точно? - Не знаю. - Для свободы мышления ты должен перестать с ними соглашаться, когда тебе это не нравится. - Неуютно. Как крышу разобрать. - “Крыша” – хороший термин. Чтобы расти дальше, нужно иногда разбирать “крышу”. - Сейчас есть в городе такие выражения “крышу снесло”, “лишиться крыши”. - Язык – коллективный ум. Много найдется людей, конструктивно разбирающих свою “крышу”? - Очень мало. - Потому и единицы, что из ста таких только один думает о смыслах. Мой блог находят по следующим фразам
- Хотелось бы более четких инструкций. - Полной ясности не будет никогда. Не жди ее, привыкай действовать в условиях частичной неопределенности. Мой блог находят по следующим фразам
- Я думаю, могла быть такая заповедь: “Не бойся”. - Не в смысле безрассудности, а в смысле что-нибудь предпринимать. Как можно не бояться? Государство, отношения ко многому обязывают, но дают защиту. Если не бояться, то многие отношения становятся обессмысленными. Может быть, Шаману не нужна принадлежность к социальной системе, потому что он не боится? - У тебя есть какая – то концепция смысла жизни. - Тебе уже никто не поможет со смыслом. - Почему? - Ты – взрослый самостоятельный мужчина. Можно сказать, что стоишь на последней ступеньке тех смыслов, которые дает общество. Можешь на ней и стоять. Но, если решишь идти дальше – выше, сам должен придумать смысл. - Если это удастся, другие смогут пользоваться новым смыслом. - Да, если твоя практика будет доступна другим. Так общество расширяет свой мир смыслов. Мой блог находят по следующим фразам
- Ты тратишь большую часть бодрствования на всякие работы, и у тебя остается часа три – четыре на местные практики. - Да, примерно так. - Но в городе ты мог бы иметь больше времени. - Нет, примерно так же. И там нет местных практик. - Тебе не скучно столько часов лить дробь? Мне это капание действует на нервы. - За день делаю годовой запас. А от скуки у меня есть аэродромы подскока. - Есть недалеко еще аэродромы? - Я говорю про внутренние аэродромы. - Что это? - Любому человеку со временем надоедает чем – либо заниматься. - При чем здесь аэродромы? - Человек как самолет. (Смеется.) Летит – летит, потом ему нужно сесть и заправиться. - Человеку нужно поесть? (Смеемся вместе.) - Когда тебе надоедает заниматься каким – либо делом, ты или бросаешь его, или делаешь волевое усилие для продолжения. - Естественно. - Беда в том, что ты и бросаешь дело, и делаешь усилие неосознанно. - Обычно я заставляю себя осознанно. - Ты когда-нибудь делал выбор: “Бросить или сделать волевое усилие?” - Нет, но я понимал необходимость продолжения. - Необходимость – не выбор. Даже не совсем волевое усилие. Выбор делается без необходимости. Ты делал такой выбор? - Трудно сказать. - Выбор без необходимости сделать волевое усилие и есть аэродром подскока в твоих делах. Без него твой “самолет” не улетит дальше обычного радиуса. - Чтобы развиваться нужны волевые усилия? - Для дел. При развитии человека волевые усилия бывают и вредны. - Как это? - Когда человек напрягается, он становится жестче, консервативнее. - Для развития себя нужно расслабиться? - Разрешить себе изменяться, расти, понимать. А уж с этим или расслабиться или собраться – по ситуации. Мой блог находят по следующим фразам
- Тебе никогда не хочется опереться на чье – то мнение, опыт, авторитет? - Не боишься загрустить? - Почему? - Задаешь такие вопросы. - Пожалуй, боюсь, но не слишком. - Тогда отвечу. Маленькому ребенку нужны родители, подростку – товарищи, юноше и молодому мужчине – своя группа, семья, работа, государство. - А взрослому мужчине? - Как ты думаешь? - Но он опирается на государство. - Обычно государство опирается на нескольких взрослых мужчин, если, конечно, они есть и хотят подпереть. - Значит… - Именно, когда ты действительно взрослый – действительно не на кого опереться. - Действительно, грустно. (Вместе усмехнулись игре слов.) - Когда привыкнешь, увидишь новый горизонт. - Расскажешь? - Трудно. У тебя еще нет соответствующей практики. - Новая перспектива развеивает грусть? - Проще. Ты сможешь пойти своей дорогой только тогда, когда тебе не нужно опираться на других. - Многие люди идут своей дорогой? - Нет. - Почему? - Когда они смогли бы это делать психологически, они, как правило, настолько слабы физически, что нуждаются в помощи других: родни, общества. - Наверное, много и здоровых? - Нет. Слишком от многого нужно отказаться, а человек может это довольно поздно. Он и сам изобретает себе путы? - Какие? - Пока он здоров, он думает, что дети и внуки нуждаются в нем. - Так действительно (опять усмехнулись) бывает. - Редко. Просто он изобретает услуги, от которых они не отказываются. И (смеется) действительно благодарны. - Человек, который все же пошел своей дорогой, обязательно должен жить отшельником? - Нет. Но у него должен быть свой берег сокровищ. - Аллегория? - Конечно. У него должна быть внутренняя территория, недоступная другим. - Туда выносит жизнь всякий хлам, как на вчерашний берег? - Без этого не бывает. (Смеемся). Но есть там и много ценного. - Если пустить туда другого, он соберет все ценное? - Полбеды, если так. Может еще и нагадить. Твой Берег Сокровищ должен быть полностью недоступен другим. Мой блог находят по следующим фразам