» Ростислав Ищенко: Накануне


Сегодня украинская власть находится накануне принятия ключевого решения. Решение это ответит и на вопрос способно ли украинское государство сохраниться (хотя бы в условиях ограниченного суверенитета) или распад уже не просто весьма вероятен, но неизбежен.

Ответит оно и на вопрос насколько драматичным будет этот вероятный распад. Состоится ли он в результате открытого гражданского противостояния или частям страны удастся развестись мирным путём. Наконец, будет дан ответ на вопросы: кому целиком или частями отойдёт территория современного украинского государства и что будет с политической элитой Украины.

Все эти вопросы решаются в комплексе, а та или иная комбинация решений зависит от того, какие, конкретно, действия предпримет украинская власть или же, возможно, она предпочтёт и дальше бездействовать, ожидая у моря погоды.

Сегодня уже даже эксперты, зарекомендовавшие себя самыми отъявленными суверен-русофобами (или евроатлантистами, как они сами себя любят называть), признают, что решения, от которых зависит судьба не только лично Виктора Януковича и его близких, не только судьба режима и не только судьба всей, в том числе оппозиционной, политической элиты, но и судьба страны, могут быть приняты (или не приняты) только до конца мая. В крайнем случае, до конца июня текущего года. После этого срока, даже непринятие никаких решений, становится решением, которое уже нельзя отменить или переиграть и которое будет определять судьбу украинского государства, его политиков и его населения в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Более того, по умолчанию все признают, что спасительным может быть только решение о вступлении в Таможенный союз (ТС). Просто часть экспертов считает, что лучше рискнуть гражданской войной, чем согласиться на вступление в ТС. Другие же резонно отмечают, что хуже гражданского конфликта и тотального разрушения инфраструктуры жизнеобеспечения населения не может быть ничего.

В принципе, впервые в истории независимой Украины большинство экспертов пришли к консенсусу по вопросу интеграции Украины в ЕС, придя к выводу, то не только полноценное членство, но даже куцее и окончательно уничтожающее экономику страны «Соглашение об ассоциации» Украине не светит. ЕС просто незачем подписывать любые документы, поскольку он требует от Украины значительно больших уступок, чем те, которые заложены в соглашение, ещё до подписания соглашения.

Казалось бы, в таких условиях, у украинской власти остался единственный вариант – немедленно начать процесс присоединения к ТС. На возможность принятия такого решения намекнул В. Янукович, заявивший, что в апреле будет встречаться с тремя президентами стран Таможенного союза для обсуждения проблемы сотрудничества с ним (ТС) Украины.

Это, однако, не окончательное решение и даже не обещание того, что окончательное решение будет принято в апреле. Это – лишь намёк на попытку поговорить–поторговаться, может быть более конструктивно, чем было раньше, но без чёткого отказа от формул вроде «3+1», которая по существу являлась формулой невступления Украины в Таможенный союз. Точно также, на самом высоком уровне украинская власть продолжает заявлять о курсе на вступление в ЕС, как о «цивилизационном выборе» и о конституционном запрете на присоединение к Таможенному союзу.

Всё это даёт нам возможность утверждать, что украинская власть, возможно качнулась в сторону Таможенного союза под давлением всё возрастающих «пожеланий» ЕС, сводящихся, в конечном итоге, к одному – требованию передать власть оппозиции, но окончательное решение не приняла. При этом, неизвестно, не покажутся ли В. Януковичу требования Таможенного союза, столь же «завышенными», как и требования ЕС.

В случае, если В. Янукович до конца мая-июня 2013 года всё же примет решение о вступлении в Таможенный союз, его ждёт острый внутриполитический кризис, связанный с ратификацией данного документа. Однако, этот кризис вполне преодолим. У действующей власти до конца 2013 года сохраняется достаточный силовой и политический ресурс, а также достаточная дипломатическая и электоральная поддержка, для того, чтобы раздавить своих оппонентов, вполне способных спровоцировать силовое противостояние не только в парламенте, но и на улице. Фактически, таким образом, в момент ратификации соглашения о вступлении в ТС и преодоления связанного с этим внутриполитического кризиса, В. Янукович расчищает себе пространство для победы на выборах в 2015 году. Возможность выдвижения и раскрутки альтернативного лидера на пророссийском поле будет практически сведена к нулю, а националистическое поле будет парализовано проигрышем в «кризисе ратификации».

Однако, В. Янукович может попытаться тянуть время, неоправданно считая, что у него в запасе есть не только 2013 год, но и год 2014. И соответственно, продолжать торговаться на обоих направлениях: российском и европейском, параллельно выжидая выгодной для него смены внешнеполитической конфигурации. В этом случае, надо ожидать, что дипломатическая изоляция Украины и давление на неё с обоих (европейского и российского) направлений резко усилятся, а ставка основными игроками будет окончательно перенесена на время «после Януковича». То есть, Европейский союз попытается ускорить коллапс режима, поскольку единственными претендентами на власть «после Януковича» сегодня являются Яценюк-Кличко-Тягныбок, из которых двое первых – союзники ЕС, а последний уж точно враг России (что для ЕС, хоть и не лучший, но приемлемый вариант). В свою очередь, Россия будет не заинтересована в форсировании событий. Её устроила бы агония режима вплоть до 2015 года, что дало бы время для организации хоть какой-то общеукраинской пророссийской политической силы, способной прийти на смену партии регионов и, если не сохранить власть, то составить (на пару с коммунистами) достойную оппозицию.

Всё это не отменяет сугубой осторожности всех без исключения игроков во вмешательстве во внутриукраинскую ситуацию. Скорее всего, и Россия, и ЕС (в случае невступления Украины в ТС) постараются ограничиться минимально необходимой поддержкой своих союзников, но предоставят событиям идти своей чередой, возможно, лишь чуть-чуть их стимулируя.

Для В. Януковича и партии регионов это будет означать крах режима в промежутке между началом 2014 года и серединой 2015 года, потерю всех активов, для некоторых – бегство за рубеж, для большинства – тюремный срок, а то и гибель на родине.

Для всей остальной политической элиты это будет означать вступление в период не просто нестабильности, но открытой политической войны всех против всех (с устранением В. Януковича, как политического игрока исчезает и стимул к объединению оппозиции, с этого момента – каждый за себя). При этом, необходимо учитывать, что, с точки зрения внешнеполитического позиционирования ситуация для Украины не улучшится. С точки зрения ресурсной базы режима – даже ухудшится, поскольку она (база) сокращается каждый день. Кредит доверия к политикам сократится, социальные ожидания (в том числе немедленного повышения уровня жизни) увеличатся, а время ожидания начнёт стремиться к нулю. В то же время, националистические политики, в отличие от В. Януковича, не будут иметь даже гипотетической возможности решить проблемы путём вступления в Таможенный союз. Это значит, что власть сможет удерживаться только путём прямого подавления. Однако поскольку легитимность самой власти в глазах населения (как минимум, большей его части), так и силовой ресурс будут ограничены, с тенденцией к катастрофически быстрому сокращению.

Всё это стимулирует потенциальные националистические властные группировки к острому внутривидовому противостоянию, отягчённому необходимостью силового подавления пророссийского юго-востока. Быстрое скатывание в горячую фазу гражданской войны и распад государства становятся неизбежными.

В дальнейшем всё зависит от намерений и быстроты реакции России. В случае, если целью будет обозначено сохранение западной границы СССР, то начало гражданского конфликта на Украине – достаточный предлог для моментальной интервенции. Нейтралитет ЕС, а значит и НАТО, достигается необходимостью обеспечить бесперебойную работу трубопроводов, по которым Европа получает российский газ. Сегодня его заменить нечем, а значит, эвентуальная угроза поставкам обеспечит согласие ЕС на любой вариант, если он будет реализован быстро (одна-две недели). Сама скорость установления контроля над территорией позволит ЕС «умыть руки».

В случае, если Россия не готова возвращать контроль над Западной Украиной (Центр всё равно придётся занимать, хотя бы с военно-стратегической точки зрения), либо, если Россия сочтёт необходимым хотя бы формально разделить ответственность за Украину с ЕС, неизбежным становится раздел страны. Тогда необходимо будет решить, кто и на каких условиях участвует в разделе (потенциальными претендентами на часть западных территорий УССР являются Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, но это не значит, что необходимо удовлетворять всех). Также возникнет вопрос о прохождении восточной границы собственно «Западной Украины», будет ли восстановлена граница «Рижского мира» (по Збручу), либо граница Российской империи (исключавшая только Галичину, Буковину и Закарпатье). Наконец будет ли вопрос упразднения украинского государства и его раздела решаться путём организации подобия референдума или это будет просто оформлено международным соглашением государств-миротворцев.

Как видим, тактических вопросов много. Стратегический же один – примет В. Янукович до конца мая-июня 2013 года решение о вступлении в ТС или Украина, с её политической элитой, исчезнет в течение двух-трёх лет?

Ростислав Ищенко

Center for Regional Studies




Судьба Украины определится в апреле?

Иван Гладилин Виктор Янукович анонсировал свою встречу со всеми главами государств, входящих в Таможенный союз Президент Украины Виктор Янукович на днях заявил, что его встреча с главами стран, входящих в Таможенный союз (напомним, что это Россия, Белоруссия и Казахстан) состоится «не позднее, чем через 1,5-2 месяца», то есть в апреле ткущего года. Тем самым Янукович фактически подтвердил, что окончательно вопрос о присоединении Украины к Таможенному союзу ещё далеко не снят с повестки дня. Во время его визита в Россию, рассказал глава украинского государства, было решено продолжить работу по поиску формата сотрудничества Украины с Таможенным союзом не только на уровне правительств, но и с исполнительным органом ТС, в котором сейчас представлены Россия, Казахстан и Белоруссия. «Результатом этой работы должна быть встреча президентов этих стран, на которой мы, безусловно, будем обсуждать эти вопросы и принимать соответствующие решения», - сказал президент Украины. Ещё интереснее была расшифровка Януковичем своего видения формата возможного сотрудничества Украины с Таможенным союзом. Да, в его словах по-прежнему присутствовали и такие мало о чём говорящие формулировки, как, например, эта: формат сотрудничества, о котором идёт речь, должен снять проблемы, существующие сегодня в торгово-экономических отношениях между Украиной и странами-участницами Таможенного союза. Но при этом в его речи прозвучали и совсем новые «мотивы». «Формат сотрудничества Украины с Таможенным союзом не должен противоречить международным обязательствам Киева», - сказал Янукович. «Все, что не будет противоречить нашим международным обязательствам, не будет противоречить правилам ВТО, по всем вопросам мы готовы присоединиться к положениям Таможенного союза», - заявил президент Украины. И - ни слова о том, что «формат сотрудничества» Украины с ТС не должен противоречить соглашениям об ассоциации и о зоне свободной торговле с Евросоюзом. Что это - случайная недомолвка Януковича? Или нечто другое, за чем просматривается готовность Киева предпочесть евразийский, а не европейский вектор интеграции? Ведь Киев сейчас поставлен перед жёсткой дилеммой - от него требуют сделать именно однозначный выбор: либо - в ЕС, либо - в ТС. Так ставит вопрос и Брюссель, многократно повторивший, что одновременно быть и в ЕС, и в ТС Украине не удастся. Так ставит вопрос и Москва, тоже неоднократно предупредившая Киев, что в ответ на присоединение Украины к европейской «зоне свободной торговли» Таможенный союз будет вынужден защитить от Украины свой рынок. И всё же значение этой недомолвки Януковича преувеличивать явно не стоит. Показательно, что выступавший в тот же день перед журналистами и.о. директора департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебийнис фактически позволил себе поправить президента страны. Украина, заявил он, заинтересована в сотрудничестве с Таможенным союзом с учётом своих международных обязательств, взятых при вступлении ВТО, а также связанных с евроинтеграционным курсом. Ни про какую увязку с «евроинтеграционным курсом» Янукович, напомним, не говорил, так что в данном случае явно не самый высокопоставленный украинский чиновник кардинально отредактировал смысл заявления главы государства. Да и куда более высокопоставленная, чем г-н Перебийнис, фигура - спикер Верховной Рады Владимир Рыбак на следующий день, 7 марта, однозначно заявил, что вопрос о вхождении Украины в Таможенный союз на данный момент не стоит, что ключевым для Украины является направление евроинтеграции. «Вопрос о Таможенном союзе не обсуждается», - заявил спикер во время поздравления женщин-журналистов с Международным женским днем 8 марта. «Мы можем подписать какие-то двусторонние документы, может, в рамках формулы 3+1», - согласился спикер Рады. «Но я еще раз говорю: евроинтеграция, мы европейское государство, и нам нужно сделать все, чтобы в Украине были европейские стандарты», - подтвердил г-н Рыбак, являющийся, кстати, одним из «отцов-основателей» Партии регионов и потому - давнишним соратником Януковича. Вот такую «последовательность» проявляют нынешние украинские власти в вопросе поистине судьбоносного выбора, перед которым оказалась страна. Украине уже вынесен смертный приговор О том, что реально несёт Украине эта самая «евроинтеграция», на днях очень убедительно рассказал в своём блоге на сайте «Эха Москвы» публицист Дмитрий Скворцов. На одной из конференций, посвященной итогам недавнего саммита «Украина – ЕС», ему посчастливилось пообщаться с Александром Гороховым – человеком, который от корки до корки прочел проект соглашения Украины с ЕС о Зоне свободной торговли (ЗСТ). Почему «посчастливилось»? Да потому что таких – осиливших 900-страничный документ – на Украине единицы. Ни для кого не секрет, пишет автор, что основными лоббистами заключения «Соглашения об ассоциации» являются владельцы предприятий металлургической, химической, нефтяной промышленности и по производству электроэнергии. И вот что открывает им Горохов: «В Приложении к Соглашению говорится о «регулировании предельных значений выбросов для существующих заводов». А существуют они – заводы наши – уж с тех давних лет, когда вопросами экологии мало беспокоились. Но в Европе сегодня эти вопросы стоят настолько остро, что чуть ли не ежегодно требования к загрязнителям окружающей среды ужесточаются. И после подписания Соглашения, когда даже подзаконные акты ЕС станут частью законодательства Украины, Совету Ассоциации останется только «определить расписание по внедрению Украиной этих условий для существующих установок». В указанный Совет войдут 28 представителей Евросоюза и 1 (!) представитель Украины. Ответьте, пожалуйста, после этого, кто будет решать при таком «контрольном пакете», закрывать или не закрывать металлургический завод какого-нибудь Ильича? Как говорится, «за что боролись…». Ждет сюрприз и производителей электроэнергии, излишки которой, как и газа собственной добычи, экспортируются в Европу по мировым ценам. После вступления в силу Соглашения с ЕС, Украине запрещено будет экспортировать газ и электроэнергию по ценам, выше внутренних. Следовательно, чтобы экспортировать энергетические товары, придется повышать их цены для украинского потребителя. Теперь о мечтах украинских сельхозпроизводителей в связи с неминуемым превращением государства в сырьевой придаток. Если в последние годы Украина экспортировала в Европу 3 млн тонн пшеничного зерна, то теперь поставки пшеницы в ЕС будут ограничены одним миллионом. Из 300 тыс. тонн сахара, которые Украина способна продавать Евросоюзу, ей будет позволено поставлять в 10 раз меньше! Подобные ограничения предусмотрены для всех видов сельхозпродукции. Что не удивительно – сельскохозяйственные войны за квоты не затихают даже между полноправными членами ЕС. Кроме того, по 24 группам сельхозтоваров Украина обязуется ежегодно снижать экспортную пошлину на один процент, вплоть до нуля. Кстати, по другим видам сырья, включая продукцию первичной переработки металлов, Украина обязана сразу же после вступления в силу Соглашения установить экспортные пошлины вдвое ниже тех, что ей удалось отстоять на переговорах по вступлению в ВТО. А в течение 7-10 лет и вовсе довести до нуля. И, раз уж вспомнили ВТО – после присоединения к ней, Украина была обязана ввести с 2010 года запрет на продажу мяса, сала, масла и молока, произведённых в домашних хозяйствах (вступление в силу соответствующего закона уже дважды переносилось, и до президентских выборов, конечно же, не произойдет). Так вот, Соглашение о ЗСТ выметет с наших базарчиков также и квашеную капусту, соления, моченые яблоки, натуральное масло, телячью вырезку и даже мед, потому что «Директива по общему каталогу сортов сельскохозяйственных видов растений» строго указывает, что именно произрастающее на наших черноземах, может продаваться. Заметьте, мы пока не считаем, сколько бабушек лишится средств к существованию. Мы говорим только о том, чего не отыщем, придя на рынок. А в супермаркете можем не отыскать продукты с привычным уже штампом «Без ГМО». Рекомендации Еврокомиссии гарантируют «сосуществование генетически модифицированных зерновых культур с обычным и натуральным сельским хозяйством». Но вернемся к сегодняшним экспортерам. Дышащая на ладан «оборонка» еще живущая за счет иностранных заказов, после подписания Соглашения вполне может лишиться внутреннего госзаказа. В тендерах на снабжение силовых структур обязательно участие фирм из ЕС.
Еще одна неукоснительное требование к Украине – «Директива по развитию железных дорог». Она, в частности, предусматривает ликвидацию государственного статуса «Укрзалізниці» и, таким образом, повышение тарифов на перевозки по причине прекращения дотаций из государственного бюджета. «Развитие железных дорог» предусматривает и выполнение Директивы «О совместимости железнодорожных систем в рамках Сообщества». Напоминаю, ширина железнодорожной колеи у нас – 1520-мм. В Европе – 1435-мм. Общая длина железных дорог Украины – более 30 тысяч. По ним ездят 139,5 тысячах вагонов и 6,1 тысяч тепловозов, электровозов, дизель-поездов. И у всех далеко не по одной колесной паре! Где брать деньги на замену всего этого? Да – соглашусь с господином Толстовым, продолжает автор, – в 1990-е годы в будущих членов ЕС действительно вливались огромные средства на структурные изменения экономики. Но времена меняются, и некогда процветающий Евросоюз, по признанию спикера Европарламента Мартина Шульца, уже год как является банкротом, который не в состоянии финансировать свои собственные программы. А Украина, напомню, даже на членство рассчитывать не может. Спросите, зачем же мы тогда им нужны? Вот один из ответов: «Для поношенной одежды и других подержанных вещей, находящихся в пределах украинского таможенного кода 6309 00 00, Украина устранит таможенные пошлины на импорт». То есть, для того чтобы продавать подержанные вещи, добивая украинскую швейную промышленность. Ведь в условиях массового обнищания многие предпочтут качественную и дешевую новой и дорогой. В течение 4-5 лет Украина должна также имплементировать весь корпус европейских стандартов в качестве национальных. Это более 20 тыс. стандартов – от расположения лампочек, розеток, вида дорожных знаков и «зебр» на переходе до шага резьбы гаек и болтов. Разумеется, Украина должна отказаться не только от национальных стандартов, но и отозвать, как несоответствующие европейским, межгосударственные, действующие в рамках СНГ. Это значит, что ни одно украинское предприятие не сможет поставлять продукцию в Таможенный союз, где сейчас возрождаются многие советские ГОСТы. Сложности украинскому бизнесу принесут и, казалось бы, такие безобидные европейские подзаконные акты (которые по Соглашению станут законом на территории Украины), как, к примеру, «Директива по структуре требований дизайна в соответствии с экологическими принципами регулирования энергии при использовании материалов». В соответствии с ней украинский кирпич ценой в 1 гривну может оказаться несоответствующим европейским нормам экодизайна, и потребуется вести строительство из импортного кирпича стоимостью 5 евро.
Но, главное – в документе, где в мельчайших подробностях расписаны, скажем, процедуры какого-нибудь фитосанитарного контроля, ни слова о регламенте работы надгосударственных органов и механизме принятия ими решений. Однако сам факт численного превосходства в них представителей ЕС указывает на то, что голос украинской стороны никак не будет влиять на принимаемые решения. Причем оспорить выводы «европейских братьев» Украина не имеет права, ибо, согласно статье 475, «решение, принятое соответствующим установленным органом… не должно оспариваться». Так называемые украинские патриоты говорят, что вступление в Таможенный союз это потеря независимости, потому часть полномочий будет передана в надгосударственный орган – в части регуляции таможенных тарифов. Но по соглашению с ЕС Украина должна гарантировать, что приведет все законодательство в соответствие с юридическими актами ЕС. Более того, любой вновь принятый документ Еврокомиссии, Совета Европы и т.д. должен быть немедленно имплементирован в законодательную систему Украины. В Соглашении четко прописано: «Украина должна гарантировать, что в конце соответствующего периода времени ее законодательство будет полностью совместимо с принятыми юридическими актами ЕС». Гарантировать! Вопреки Конституции. И, прошу обратить внимание, если будущие члены ЕС из Восточной Европы исполняли подобное, имея гарантии принятия в Евросоюз, то о приеме Украины речь даже не идёт. Более того – поскольку это добровольное самоистязание рассчитано по Соглашению на 10 лет, то, следовательно, раньше данного срока даже вопрос ассоциированного членства ставиться не будет. Причем из смысла Соглашения вытекает, то эти 10 лет – лишь первая фаза «сближения». Таким образом, резюмирует Дмитрий Скворцов, можно утверждать, что переговорная группа во главе с замминистра экономики Валерием Пятницким на переговорах с ЕС добровольно ликвидировала суверенитет Украины. Документ, в котором одна сторона наделяется исключительно правами, а другая – только обязательствами, и под страхом наказания обязуется жить по чужим правилам, не может называться соглашением о сотрудничестве. Это «Акт о признании Украиной колониальной зависимости от Евросоюза». Развал или Таможенный союз? Руководство любой страны, пишет в «Невском времени» известный украинский политолог, директор киевского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, постоянно вынуждено делать выбор между различными сценариями будущего. И лишь в редких случаях оно может не слишком спешить, действуя по принципу: «Семь раз отмерь – один отрежь». Чаще всего складывается ситуация, когда из-за нехватки времени стремительно сужается окно возможностей и власти приходится торопиться с выбором. По сути, именно в таком положении сегодня оказалась Украина, руководство которой до середины этого года должно, наконец, определиться с будущим нашей страны. Причём выбирать придётся из двух вариантов – либо вступление в Таможенный союз, либо усугубление кризиса с последующим развалом украинского государства. Откуда взялась столь жёсткая дилемма? Ответ очевиден: политико-экономическая модель, сложившаяся на Украине в 1990-е годы и основанная на разворовывании общенародной собственности, больше не работает. У нашего государства банально закончились ресурсы для поддержания собственной жизнедеятельности. Казна пуста, доходы упали, внешний долг за время кризиса достиг астрономических размеров… и откуда теперь взять деньги на финансирование украинской государственности? Внутренние источники уже давно исчерпаны – разворовывать больше у нас нечего. Поэтому выйти из нынешнего тупика Украина способна лишь путём всесторонней интеграции с Россией, Белоруссией и Казахстаном, стремительно создающими общий рынок на постсоветском пространстве. Казалось бы, форсированное вступление Киева в Таможенный союз полностью отвечает украинским национальным интересам. Почему же тогда наши политики не торопятся войти в этот клуб? Дело в том, что украинская политическая элита, будь то власть или оппозиция, не привыкла играть по чётким и ясным правилам. Она не желает придерживаться правил ни Таможенного, ни Европейского союза. Ведь украинские политики привыкли жить в условиях, когда нет никаких правил: им нравится чувствовать себя стопроцентными «хозяевами жизни», не связанными ни законами, ни серьёзными обязательствами. Но если вступление в ЕС Украине заказано, то войти в Таможенный союз наша страна имеет все шансы – отсюда проистекает то ожесточение, с которым Киев отвергает все российские интеграционные проекты. Есть ещё один важный аспект. Дело в том, что каждый человек привык определять намерения другого человека, прокручивая в голове свои возможные действия в сходной ситуации. Так, Виктор Янукович, скорее всего, уверен, что на месте Владимира Путина он стремился бы ободрать украинского президента как липку. И то, что российским лидером могут двигать государственные интересы, ему банально не приходит в голову. Увы, психология не та. В общем, украинское руководство сейчас старательно выжидает и тянет время, обсуждая с россиянами тему Таможенного союза. А вот то, что для такой тактики больше нет физических возможностей, оно плохо осознаёт. Но если Виктор Янукович не примет в ближайшие месяцы стратегического решения в пользу интеграции с Россией, это может стать началом конца его политической карьеры. И уже в 2015 году Украина может получить в качестве президента либо умеренного националиста типа Виталия Кличко или Арсения Яценюка, либо ярого нациста типа лидера «Свободы» Олега Тягнибока. Но кто бы из сегодняшних оппозиционеров ни пришёл к власти, он будет действовать во внутренней и внешней политике гораздо более радикально, чем «оранжевые» во времена правления Виктора Ющенко. Впрочем, даже в случае возвращения во власть националистов Украина вряд ли сможет рассчитывать на «светлое европейское будущее». Ведь ЕС в последние 20 лет никогда не был по-настоящему готов к полноценной интеграции украинского государства в свои структуры. Ещё десять лет назад объединённая Европа обладала финансовыми, экономическими и политическими ресурсами, чтобы поглотить 46-миллионную Украину. Но тогда Брюссель этим шансом не воспользовался – ещё и потому, что наша страна тогда обладала ещё работающей промышленностью, потенциально готовой конкурировать с европейским бизнесом на европейской территории. Сейчас Украина доведена до такого состояния, при котором её территорию теоретически можно безболезненно поглотить. Но и Евросоюз сегодня уже не тот – кризис 2008 года исчерпал его ресурсные возможности, и Брюссель сегодня уже не в состоянии даже удержать свои южные страны. Причём речь идёт не только о спасаемой всем миром Греции, но и о более крупных государствах – Италии, Испании и Португалии. Если кризисный шторм усилится, то «европейский «Титаник» может быстро дать мощную течь и пойти ко дну. Евросоюз не заинтересован в интеграции Украины ещё и потому, что этот проект потребует миллиардных инвестиций. А зачем в ситуации острого дефицита средств тратить их на поднятие экономики проблемной страны, которая к тому же через пару лет может стать для Европы очередной «пороховой бочкой»? В конце концов, ЕС не испытывает в Украине такой военно-политической и военно-стратегической потребности, как Россия. Москва не может допустить, чтобы на украинской территории образовалось враждебное государство, где базировался бы недружественный военный блок. Согласитесь: ракеты под Брянском – далеко не то же самое, что те же ракеты в Польше или Чехии. Если Украина вдруг станет членом ЕС и НАТО, это обстоятельство автоматически вычеркнет Россию из списка великих держав. Поэтому она вынуждена более интенсивно играть на украинском поле, чем Евросоюз. В сложившейся ситуации Ростислав Ищенко убеждён, что «Москва может даже снять с себя последнюю рубаху – лишь бы не допустить вхождения Киева в западные геополитические проекты. Тут дело даже не в желании нарастить экономические мускулы, хотя в случае объединения потенциалов двух стран Таможенный союз превратился бы в весьма внушительную силу. Россия с точки зрения экономики – вполне состоявшееся государство, вполне способное прожить без Украины. Но вот в военно-стратегическом плане допустить чужой контроль над украинской территорией Москва не может, что и заставляет её ставить перед Киевом вопрос ребром: «Определитесь, вступаете ли вы в Таможенный союз или нет?» И я думаю, что ответ на него мы узнаем уже в ближайшие месяцы», - резюмирует эксперт. Что же - с такой оценкой можно и согласиться. За исключением, пожалуй, слишком откровенного призыва к Москве «снять последнюю рубаху». Да, России ещё предстоит битва за Украину, вполне возможно, придётся и «за ценой не постоять». Но согласитесь, «за ценой не постоять» и «отдать последнюю рубаху» - не одно и то же. В «последней рубахе» ведь кое-кто на Украине вполне может усмотреть потенциальное согласие Москвы и дальше спонсировать прогнившую украинскую власть. Оценивая положение, в какое попала сейчас Украина и ее нынешние власти, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский не исключил и «зависание» того выбора, который должна сделать Украина, в, так сказать, воздухе. Да, признает мэтр украинской политологии, «борьба за то, чтобы Украина не сделала шаг в направлении интеграции с Россией, для Европы важнее, чем все прочие требования. Украина для них – некомфортный член ТС. Так же, как Великобритания морочит голову Евросоюзу, Украина стала бы головной болью для ТС. Политически для России движение Украины в сторону ТС, пусть даже частичное, является политической победой в борьбе за Украину между Европой и Россией», - заявил эксперт в ходе видеомоста «Киев-Москва», устроенном по итогам визита Януковича в Завидово. Вместе с тем, считает Михаил Погребинский, лучшим вариантом для Европы сейчас был бы такой: «Европа отказывается подписывать с Украиной соглашение об ассоциации, Украина отвечает: «Мы разочарованы, но мы все равно будем выполнять все требования политического блока договоренности об ассоциации, поскольку мы заинтересованы и в новом европейском избирательном кодексе, и в независимой судебной власти, и в правах человека и так далее – это все нам нужно». Что касается зоны свободной торговли, то как раз даже и хорошо, что пока она не вступает в действие. С Таможенным союзом очевидно, что мы не можем вступить в него. Но там действительно 8 лет переговоры шли, заключили массу соглашений, договоров, но возможно договориться о некой дорожной карте на 15 лет или на 10, итогом реализации которой может быть полноправное членство в ТС». Словом, определённый - пусть и очень ограниченный - набор вариантов в решении судьбоносного для Украины вопроса пока ещё сохраняется. Янукович это видит и потому продолжает заигрывать то с Брюсселем, то с Москвой. Но долго такое состояние, конечно, продлиться не может - к началу лета ЕС намерен добиться от Киева твёрдого выбора. И Янукович должен будет определиться. И какой он следает выбор - пока абсолютно неясно. «За последние пару лет, - пояснил на днях в интервью «Голосу России» директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов, - мы слышали (от Януковича) заявления, которые можно было трактовать как приближение к Таможенному союзу, так и отдаление от него. А судить, конечно, нужно по результатам. До нас доходят слухи о том, что Янукович готовится выступить со специальным обращением к Верховной раде, такие заявления и обращения делаются не просто ради того, чтобы совершить какую-то формальность. Мы можем предполагать, что лидер украинского государства после встречи с Путиным все-таки принял для себя определенное политическое решение. Но мы также видели не раз, как подобные решения вроде бы принимались, где-то за кулисами были дополнительные договоренности, а в последний момент - то ли мешал звонок из Евросоюза, то ли мешал местный украинский министр юстиции - вдруг находились какие-то новые тонкости и нюансы». Эксперт даже допускает, «что в апреле тот же Янукович может заявить об этом намерении. Может быть, даже обратится к Таможенному союзу по поводу изменения неких правил под вступление Украины в этот союз, что тоже, на мой взгляд, стоит рассмотреть. Я не думаю, - резюмирует Владимир Корнилов, - что в апреле Украина станет полноценным, полноправным членом Таможенного союза. Но я очень надеюсь, что после этой встречи Януковича и Путина Украина начнет двигаться в эту сторону не просто на словах, но и на деле».
km.ru
Пожаловаться





Теги: будет Украины даже может Таможенный

Нравится(+) 0 Не нравится(-)