Дети на даче.
Здорово, когда летом наши дети бегают голышом на солнышке, кувыркаются в траве, заползают в огород…
Для чего нужен огород, когда у нас маленькие дети? — Конечно, чтобы кормить их экологически чистыми ягодами, овощами и фруктами прямо с грядки…
Не спорю. Но, на мой взгляд, ещё важнее поставить ребёнка на землю. Разве можно изучать природу, окружающий мир только по картинкам и картам? Конечно, можно рассказать ребёнку, что у салата едят вершки, а у редиски — корешки. Можно, даже, усвоить, что томаты и картофель — родственники и пришли к нам из Южной Америки… И что хлеб растёт не в булках, а манка — это не какое-то особое растение. В Московском Зоопарке есть целый раздел, где можно посмотреть на обыкновенных домашних животных: коз, овец, кур.
Но как вырасти, не потрогав нагретого солнцем помидора, который, срываете с ветки, аккуратно обламывая черенок по узелку… А молодая картошка, которую можно, не выкапывая весь куст, нащупать прямо в земле, «подкопать»… Всё это для городского ребёнка возможно только на даче.
Есть такое, полузабытое слово — хозяин. Настоящим хозяином был и крепкий крестьянин, и купец, и фабрикант. Хозяина определяет не количество коров в стаде или денег на счету. Хозяин — это внутреннее ощущение — достоинство и ответственность за хозяйство: дом, семью, институт, фабрику, страну. За свою жизнь.
Как привить это ощущение ребёнку в нашем полувиртуальном мире, где у героев много жизней, а по телевизору показывают ненастоящие чувства и липовую смерть? Настоящая-то жизнь вот здесь, у нас под ногами и над головой. Её можно потрогать, понюхать и даже нечаянно загубить.
Я подкидываю своему ребёнку идею «завести» какое-то своё, собственное растение. За которым он будет ухаживать: поливать, пропалывать, прогонять гусениц… И наблюдать, как оно растёт, зацветает, плодоносит. Как в старом мультфильме про крота.
Можете представить себе восторг ребёнка, срывающего первый огурец со своего кустика? Незабываемое зрелище, поверьте. Не верите? — Попробуйте! Если ребёнок забыл полить, я поливаю в тайне от него. А если случилось, что растение погибло — жалко, слёзы. Но это незаменимый урок настоящей жизни.
Я не настаиваю, чтобы ребёнок «помогал» мне в огороде. По-моему, это прямой путь к тому, чтобы отвратить человека от земли, особенно, если он безропотно соглашается помогать.
С раннего детства у сына любимое занятие залезть в малину, как медведь, и часами там кормиться. Малина колючая, в ней крапива. Но всё это пустяки по сравнению с восторгом покормиться самому.
Окрапивился? Укусил муравей или даже пчела? Если нет серьёзной аллергии, всё на пользу. А ты не подставляйся! Будь бдительным и знай «врагов» в лицо.
Я, конечно, пристрастна. В городе на детской площадке только и следила, чтобы ребёнок ни в коем случае не облизал что-то, а, придя домой, тщательно с мылом вымыл руки. А на даче всё чисто! (Если не опрыскали ядохимикатами, конечно.) Съел немытую ягоду с куста? Зажевал листик сирени? Не беда. Потенциально опасных растений на даче не сажаю. Сейчас легко найти информацию о любом растении — у кого цветы-листья-плоды могут быть ядовитыми. Нам достаточно крапивы.
А как у Вас?
http://sadovos.ru/thoughts/deti-i-ogorod#ixzz2LbPqsNqx
Пожаловаться