Знак Солнца в деревянном исполнении.


Знак Солнца в деревянном исполнении.
Знак Солнца в резьбе по дереву

Народ украшал резьбой не только своё жилище и предметы домашнего обихода. Из дерева делали самые разнообразные орудия труда, рабочие инструменты, предметы, необходимые в повседневной работе. Топоры, рубанки, лощила, вальки, рубели, прялки, швейки, веретена, ткацкие станки, плуги, телеги, сани — любой предмет служил народному мастеру материалом для применения своих художественных способностей.

Как для предметов домашнего обихода — мебели, утвари, — так и для орудий труда характерна неразрывная связь художественного оформления вещи с её рабочим назначением. Благодаря разнообразию своего практического применения эта группа произведений народной резьбы отличается особенным множеством форм предметов и приёмов их декоративного решения. Назначение и технические особенности одних инструментов подсказывали резчикам объёмные скульптурные формы, в других, наоборот, требовалось подчеркнуть плоскость. Так, широко известны рубанки в виде лежащего льва, фигурные украшения топоров, веретён, швеек, ткацких станков, различные орнаменты и сюжетные изображения на плоских досках прялок, вальков, рубелей и т.п.

Распространённые повсеместно предметы труда одного и того же назначения почти в каждой области России имели свои местные особенности.

Эти местные черты более всего выявляются на прялках разных губерний.

Прялка была едва ли не самым распространённым орудием труда в народном быту. Она имелась в каждой крестьянской семье. Уже с детства девочек обучали прясть. Каждая должна была сама напрясть столько нитей, чтобы их хватило на приготовление приданого.

Прялка обычно состоит из трёх частей, лопастки, укреплённой на столбике или ножке, и донца.

Лопастки вологодских и ярославских прялок обычно украшались кругами-розетками. Подобный геометрический орнамент характерен для многих видов народного искусства. Когда-то в древности так изображали великое светило — солнце. Жизнь народа протекала среди природы и во многом зависела от неё. С давних времён люди почитали Мать-Природу, приносили ей дары, не понимая её явлений, обожествляли их. Народ поклонялся солнцу, устраивал в честь него праздники и символически изображал в виде кругов и красивых розеток. Со временем содержание символа забылось, но он сохранился в народном искусстве в качестве мотива орнамента. В пределах одной формы — круга — народные мастера создавали бесконечно разнообразные варианты заполнений, никогда не повторяя одного и того же узора.

Простейшую форму круга, разделённого на части прямыми линиями, имеет резной орнамент валька. Круг со вписанным в него цветком-розеткой украшает ручку ковша-черпака. Более сложные и красивые формы имеют круги-розетки на прялках.

Разнообразию форм розеток способствовали и различные виды резьбы, которыми они выполнены. Это самые древние приёмы резьбы по дереву: трёхгранно-выемчатая и ногтевидная. Первая выполнялась резцом, которым с поверхности дерева вынимали отдельные треугольные грани. Вторая выполнялась ложчатым долотом в виде округлых углублений и лунок, напоминающих форму ногтя, от чего произошло и название этой техники.

Трёхгранно-выемчатая резьба создавала чёткие прямые линии орнамента, ногтевидная придавала гибкие округлые очертания его формам.

Древние мотивы орнамента в народной резьбе часто сочетались с новыми темами.

На ярославско-костромском типе прялки наряду с кругами и красивыми розетками с цветком в середине изображены две сюжетные сценки. На одной стоят мужские фигуры в картузах с высоким верхом и в длинных поддёвках. Они протягивают друг другу цветок. На другой изображена сцена чаепития: две такие же фигуры сидят за самоваром, около которого стоят стаканы на высоких блюдцах. Сценки изображены одна над другой, как бы на разных этажах здания с шатровым завершением крыши. Оба сюжета часто встречаются в народном искусстве. Автор прялки придал им характер бытовых сценок из современной ему жизни. Такие поддёвки, картузы носили кучера, дворники и т.п. мелкий городской люд середины XIX века. Приёмами так называемой «контурной» резьбы мастер создал характерные типы людей того времени. Их фигуры и лица даны обобщённо, тонким графическим рисунком; несколькими штрихами намечена одежда, подстриженные под скобку волосы. Скромными средствами достигнута большая выразительность и подлинная жизненная правдивость образов. Вместе с тем изображения не являются самостоятельной картиной. Они в меру условны и подчинены декоративной задаче украшения бытового предмета. Это своеобразный сюжетный орнамент.

Аналогичные сюжетные изображения украшают обычно донца прялок Нижегородской губернии. Донце имеет прямоугольную форму со скруглённой верхней частью, переходящей в основание ножки. Изображения на нём разделены на три яруса. В первом изображены музыканты: кавалер и дама, играющие на музыкальных инструментах; у их ног собака. На средней полосе изображены бегущие собаки. Вверху — сцена охоты: два охотника с ружьями около дерева, на котором сидит птица. Её пугают два пса, стоящие под деревом на задних лапах.

Народный мастер создал в резьбе своеобразный рассказ. Все фигуры отличаются удивительным лаконизмом и чёткостью характеристик. Точно найдены внешне очень скупые выразительные средства. В каждом образе передана только основная, характеризующая его черта, которая позволяет воображению дорисовать второстепенные детали.

Отдельные глубокие врезы и зарубки дерева передают фигуры людей. В виде круга нарисованы их головы, более глубокой выемкой даны головные уборы. Тремя линиями обозначены красивые формы стульев; маленькое окошко должно означать комнату, где сидят музыканты. В виде стебля с листьями условно передано дерево.

Нижегородские донца прялок выполнены особыми приёмами резьбы: техникой «скобчатой» резьбы с инкрустацией. На поверхности дерева делали выемки, борозды, зарубки, очертаниями напоминающие скобки, изогнутые в разных направлениях, различные по глубине и размерам, в зависимости от рисунка изображений.

Отдельные части их раскрашивали кистью, дополняли вставками, инкрустацией из дерева другой породы чаще всего тёмного морёного дуба. Сама техника скобчатой резьбы подсказывала резчикам манеру изображений. Сочетание красоты линии с различной глубиной резной поверхности усиливало их декоративный характер.





| VK
Пожаловаться





Теги: дерева, виде, резьбы, фигуры, изображены, свастика, солнце, знаки, инструменты

Нравится(+) 0 Не нравится(-)