Вроде бы, говоря Вы, мы выражаем своё уважение к человеку - к вышестоящим и незнакомым принято обращаться на Вы.
Но почему тогда близким говорим – Ты? Неужели, мы их меньше уважаем, чем тех, чужих?
Не странно ли: к Богу мы обращаемся на  ты (… да святится имя Твоё; Да приидет Царствие Твоё; да будет воля  Твоя…), а к всякому мелкому начальнику – на Вы?
 Неужели, Творец всего Сущего меньшего уважения достоин, чем любой  прохожий, которому мы говорим – Вы?
 К святым обращаемся на ты, а к грешным – на Вы? Парадокс…
Может, дело не в уважении… А в чём? Дабы  понять это, давайте вернёмся в прошлое.
 Откуда и зачем пошло это – выканье?
 Ведь во всех древних языках: др.греческом, латинском , др.русском –  обращение было только на ты, это и понятно: коли един человек, то и  говорить к нему нужно в единственном числе: ты. 
Насколько я помню, впервые обращаться к  себе как к многим – на Вы – потребовал кто-то из римских императоров. А  если императора называют на Вы,- думают придворные его,- то, чем я хуже?  давайте и меня – на Вы. И пошла волна гордыни сверху вниз:
 каждый такой «пупок земли» стал мнить себя «маленьким императором» и  требовать себе тех же «почестей»: «Я тебе не просто я, меня теперь  много, я теперь – Мы!» И до того эта мода по Европе дошла, что сейчас в  английском языка вообще уже цельного «ты» не осталось, все стали  множественными You.
Конечно же, и на Руси люди испокон веков  обращались друг к другу на ты.
 Даже к Богу взывали – Ты. Ивану Грозному говорили ты, и он не обижался,  ибо
 это естественное, нормальное обращение – на ты,
 общепринятое тогда: к одному человеку как к одному и обращаться.
Выканье к нам пришло относительно  недавно, в петровские времена, как некая западная мода, новомодное  веяние.Тогда Пётр I много западных обычаев приказным порядком в русское  сознание внедрял.
 И выканье, было одним из них.
Хотя оно могло бы нам и вовсе не  привиться – осталось бы некой чужестранной диковиной,
 но в 1722 г Пётр I ввёл в России «Табель о рангах», по которому ко всем  вышестоящим (по рангу) надлежало обращаться на Вы, и называть их  каким-нибудь «Вашим благо-высокородием».
 А за нарушение этого правила полагался штраф в размере двухмесячного  жалования,
 причем назначен оный мог как за тыкание вышестоящему, так и за выкание  нижестоящему.
 А если учесть, что треть этих денег полагалась доносителю, то нарушать  его было … небезопасно.
Таким вот образом в России  насильственно, под угрозой штрафа, ввели западное выканье.
 Простому человеку, понятно, тыкали все: «он же – мужик, а мы тут с  эдаким европейским выпендроном, и уважаем только тех, кто с нами в одну  социальную игру играет, и кто выигрывает… в ней… у нас».
И заметьте (это важно): сначала  обращение на вы вводилось, чтобы подчеркнуть социальное неравенство: ты к  императору на Вы, он к тебе – на ты; к вышестоящим по рангу – на Вы,  они к тебе – на ты…
 Т.е., выканье выражало социальный статус, положение в социальной  структуре, а не уважение к человеку.
 Уже потом сознание адаптирует : положение -> уважение к положению  -> уважение, затем они сплетаются…
 И вот уже естественное желание человека – чувствовать уважение  окружающих, слышать к себе уважительное обращение – толкает его к тому,  чтобы занимать положение, к этой «гонке по вертикали»…
Конечно, я не предлагаю грубо переходить  на ты в общении только потому, что
 таковое обращение является и изначальным, и естественным для человека,
 не страдающего расщеплением личности.
 Окружающие ведь могут не понять и – обидеться.
В обществе, хорошо это или плохо, уже  сложился некий этикет, общественный политес, в котором, говоря друг  другу «вы», мы словно подчёркиваем своё почтение к общепринятым Правилам  Игры и отстранённо-уважительное отношение друг к другу.
 Это как бы предохраняет нас от грубости, но и от …прямых контактов.
Но ведь, доведённое до абсолюта (скажем,  в викторианской Англии) это
 вы-общение, эта система общественных приличий, превращает живую жизнь  людей в какую-то … шахматную игру, в которой, словно фигуры на доске,  они совершают предписанное правилами движения по своим клеткам, важно  раскланиваясь и улыбаясь. -Идиллия … или тюрьма?
Я написал сие лишь для того, чтобы мы помнили, когда и почему на Руси выкать стали, дабы, понимая это, осмысленней могли себе решать: к кому и как нам стоит обращаться.
ТЫ и ВЫ
На наше благословенное Отечество движется атлантистская волна чуждой нам англо-саксонской культуры. Стало модным обращение вы решительно ко всем возрастам. Казалось бы невинная и даже цивилизованная примета последнего времени: полностью заменить местоимение ты на вы. Но у русских ты всегда означало доверительность, выражало чувство братства, общинный, вечевой дух народа. Мы даже к Богу обращаемся "на ты”, что подчёркивает особенную интимность и расположение к единению. Русское вы означает признание почтенных возраста, должности, индивидуальности, тогда как английское универсальное you есть признак индивидуализма, безысходной разобщённости. У англо-саксов вообще отсутствует сокровенное ты. Есть архаическое thou (тау), и то это санскритское (= русское) ты. До середины двадцатого века в России многие совсем незнакомые люди обращались друг к другу "брат(ок)”, "сестр(иц)а”. Теперь же слышишь: "гражданин”, "гражданка”, "мужчина”, "женщина”. Когда Якубович в своей "Стране дураков” обращается к дитяти "на вы”, этот слащавый чуждый нам этикет, как не покажется странным, работает на разрушение наших традиций, нашего менталитета (в чём Запад немало преуспел). Для Запада русское ты — признак варварства и некультурности. В подтверждение того, сколь задушевным является русское ты, исчезнувшее у англо-саксов, хочется напомнить стихотворение Пушкина.
Пустое вы сердечным ты
 Она, обмолвясь, заменила,
 И все счастливые мечты
 В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
 Свести очей с неё нет силы;
 И говорю ей: как вы милы!
 И мыслю: как тебя люблю!
Не стоит расслабляться по поводу западной "культуры” и его елейного вы. Сэры, мэры и пэры не ориентированы на братство ни меж собой, ни, тем более, с простым народом, от которого они ограждены "золотым занавесом”. А между братьями ты не есть признак отсутствия культуры, напротив, вы является абсурдным.
 0
 0  








 
  


 Тренажёр ПравИло - оздоровительные растяжки. (Москва, производство, купить)
              Тренажёр ПравИло - оздоровительные растяжки. (Москва, производство, купить)